Содержание
-
АУТИЗМ
Самусенко Ю.К.
-
Аутизм - тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия
-
Причины возникновения заболевания
Влияние резидуально - органического фактора; Возникает в результате врожденной дисфункции мозга; Как следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки информации;
-
Физические и внешние проявления
отсутствие зрительного контакта бедность мимики и жестикуляции неестественность речи неловкость в движениях
-
Поведение в обществе
Следование своим собственным импульсам Удовлетворение только собственных интересов Отсутствие внимания на социальные условия и требования.
-
Заболеванию характерный большой спектр расстройств от проблем в общении к более трудным состояниям, при которых больные не способны выполнять простые действия и даже разговаривать.
-
Влечения и чувства
Исключительный эгоцентризм, неспособность учитывать внешние требования и запреты, тенденция к реакциям протеста.
-
Коррекционная работа с аутичными детьми( как должно быть)
С аутичными детьми Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Важна совместная деятельность: педагог рисует одно, ребенок заканчивает, или наоборот. Также в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре.
-
Создание особой предметно – развивающей среды
Разнообразный конструкторский материал, дидактические пособия и игрушки разборного характера, всевозможные двигательные игрушки. В результате у ребенка появляется большая направленность на людей, интерес к окружающему миру, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими.
-
Формирование пространственно временного стереотипа занятия
Аутичный ребенок нетерпим к непредсказуемости. Ему легче жить, когда все определено. Переход из одного места в другое должен быть последователен. Переходить надо, когда ребенок пресытиться контактом.
-
Интеллектуальное развитие
Задачи интеллектуального развития определяются в зависимости от образовательного маршрута ребенка. У детей ранний интерес к сенсорным эталонам. Отмечается ранний интерес к знакам: цифрам, буквам.
-
Музыкальная и танцевальная терапия
Любому специалисту, работающему с аутичными детьми музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение, заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта. Дети любят танцы с флажками, обручами, мячами, цветами и ленточками.
-
Арттерапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми
В работе с аутичными детьми арттерапия как и любые другие технологии ставит своей задачей формирование контакта и коммуникации между специалистом (психологом, педагогом) и ребенком, а также между детьми подгруппы Арттерапия помогает аутичному ребенку почувствовать свою уникальность, передать свои ощущения
-
Песочная терапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
-
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться: с целью диагностики; оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии, долгосрочного психотерапевтического воздействия. Сама по себе песочная терапия очень прогрессивна, а если её ещё и усилить ароматерапией и музтерапией…
-
Релаксация и аромотерапия в системе работы с аутичными детьми
Занятия с песком проводятся под звучание особо подобранных музыкальных отрывков. Причём для каждого ребенка надо подбирать индивидуальный музыкальный фон. Ведь кому-то надо стимулировать одни функции мозга, кому-то иные.
-
Для успокоения и снятия мышечного напряжения используется эфирное масло лаванды, для уменьшения двигательных стереотипов – эфирное масло иланг-иланг и чайное дерево в смеси с грейпфрутом. Эфирное масло кедра используется для активизации умственных способностей, снятия возбуждения и борьбы с приступами агрессивности.
-
Занятия ЛФК в системе работы с аутичными детьми
Одной из главных задач лечебной физкультуры у детей с особенностями в развитии является восполнение дефицита движений при помощи физических упражнений. Главная задача лечебной физкультуры - научить и закрепить правильные движения.
-
Логопедическая коррекция и развитие речи в системе работы с аутичными детьми
Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы.
-
В соответствии с особой образовательной потребностью аутичных детей в развитии смыслообразования и для предотвращения механического, неосмысленного усвоения навыков чтения и письма, логика и последовательность коррекционного обучения задаются принципом «от смысла – к технике». Это означает, что: - в процессе обучения у ребенка необходимо исходно создавать представления о том, что такое «буква», «слово», «фраза», и только после этого возможен переход к освоению аналитического чтения и письма;- весь учебный материал должен быть тесно связан с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи;- при обучении аутичных детей максимум времени и внимания педагог должен уделять осмысленности освоения ребенком каждого нового умения при его минимальной технической отработке, что позволяет предотвратить опасность превращения вновь освоенного способа действий в аутостимуляцию (когда приобретенный навык начинает использоваться ребенком механически, неосмысленно, для получения стереотипных ощущений).
-
Исходя из понимания особых образовательных потребностей аутичных детей, в процессе их подготовки к школе необходимо специально развивать способность самостоятельного планирования и последовательного развертывания собственных действий и речи, используя для этого специальные приемы работы, в первую очередь - обучение ребенка составлению различного рода планов и расписаний. Показано, что специальная педагогическая работа, направленная на опережающее формирование предпосылок учебного поведения и школьно значимых навыков, и учитывающая особые образовательные потребности детей с аутизмом, позволяет подготовить их к школьному обучению.
-
Виды коррекционной работы и особенности в подготовке к школе детей с аутизмом дошкольного возраста (что есть)
В настоящие время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с РДА адаптироваться в повседневной жизни. За рубежом наибольших успехов в области социально-бытовой реабилитации людей с РДА достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить два крупных направления в рамках поведенческой терапии: Оперантное обучение и Обучение по программе ТЕАССН.
-
Оперантное обучение
В основе обучения лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением. Специалисты, работающие в рамках данного подхода, столкнулись с проблемой переноса сформированного навыка в другую ситуацию и в настоящее время ищут пути ее решения. На первом этапе обучения особое внимание уделяется формированию способности ребенка сосредотачиваться на задании и следовать инструкции взрослого. Благодаря гибкой системе подкреплений удается закрепить желаемое поведение и уменьшить не желательное и деструктированное поведение.
-
Обучение по программе ТЕАССН (Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения)
Направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды. Первичный акцент так же делается на формировании способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиваться на задании. Подобное поведение называется рабочим, т.к. является необходимой предпосылкой для самостоятельной, независимой от взрослого деятельностью аутичного ребенка. Следует, однако, отметить, что хотя специалисты, работающие по программе ТЕАССН, считают, что зрительная организация среды уменьшает зависимость ребенка от взрослого, существует опасность зависимости от организованной ситуации. Попадая в неструктурированную среду ребенок может оказаться беспомощным. Но все-таки, не смотря на это, принципы организации учебной среды, разработанные в рамках программы ТЕАССН, представляют собой полезный опыт, который мог бы помочь в решении проблемы социальной адаптации людей с РДА у нас в стране.
-
Коррекционная работа по принципу лечебно - педагогического воздействия
Главная задача, вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяем в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. При этом всегда помнить о пяти «НЕ»: не говорить громко; не делать резких движений; не смотреть пристально в глаза ребёнку; не обращаться прямо к ребёнку; не быть слишком активным и навязчивым.
-
Где же учиться ребенку с аутизмом?
Обучение в существующих видах специальных образовательных учреждений и в массовых школах встречается в нескольких вариантах.
-
“Вынужденная интеграция”:
Неподготовленный к обучению в коллективе ребенок с аутизмом помещается в среду, не готовую его принять и понять. Следовательно результат как правило оказывается неудачным. Негативный опыт общения вызывает тяжелые невротические реакции, которые наслаиваются на коммуникативные проблемы, и в конечном итоге трудности коррекционной работы возрастают. В отдельных случаях этот путь возможен, но при следующих условиях:1) достаточный уровень осведомленности педагогов об аутизме, их способность адаптировать детский коллектив к совместному обучению с аутичным ребенком;2) предварительная специальная подготовка ребенка к обучению в условиях класса;3) относительно неглубокие аутистические расстройства.
-
На основе индивидуального сопровождения
Сопровождение осуществляет специально подготовленный педагог-дефектолог, в этом случае в классе работают два учителя. Принципиально хороший вариант, однако у него нет кадрового, нормативно-правового и методического обеспечения. Более того этот вариант, является очень дорогостоящим Иногда по рекомендации некоторых специалистов рассматривается вариант, с сопровождением одного из родителей, такие случаи встречаются на практике. Однако: во-первых, сам факт постоянного пребывания родителя в школе не является естественным, адаптация в таких условиях не является социализацией; во-вторых, в этом случае кто-то из членов семьи (как правило, мама или бабушка) не сможет работать, а в школе они сталкиваются с теми же проблемами юридического, нормативного обеспечения и т.д., помимо этого, психологическая нагрузка на родителя оказывается очень высокой, что неизбежно сказывается на психическом состоянии как родителя, так и ребенка.
-
Индивидуальное обучение
Индивидуальное обучение в массовой школе или в том или ином виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений встречается достаточно часто, но отличается крайне низкой эффективностью из-за отсутствия адекватных индивидуальных коррекционных программ, недостаточного количества часов и плохой подготовленности преподавателей к работе с таким контингентом.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.