Презентация на тему "Психолого-педагогическое сопровождение аутичных детей."

Презентация: Психолого-педагогическое сопровождение аутичных детей.
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Психолого-педагогическое сопровождение аутичных детей.", включающую в себя 24 слайда. Скачать файл презентации 0.09 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психолого-педагогическое сопровождение аутичных детей.
    Слайд 1

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ

    Бондаренко Елена

  • Слайд 2

    Аутизм

    тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.). 

  • Слайд 3

    МКБ-10

    детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера); атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1); синдром Ретта (F84.2); синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5).

  • Слайд 4

    Внешние проявления РАС:

    аутизм как таковой, т.е. предельное, "экстремальное", одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией; стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями - моторными и речевыми; особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего - ее коммуникативной функции. Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), длительное отставание в способности правильно использовать личные местоимения раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года), что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка

  • Слайд 5

    Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом – инвалиды. 

  • Слайд 6

    Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в двух направлениях с учетом определенной последовательности: направленная работа с семьями детей, работа с детьми с аутизмом.  

  • Слайд 7

    Первое направление

    Данное направление основывается на работе с личностью взрослого. Работу с родителями целесообразно проводить в два этапа.

  • Слайд 8

    На первом этапе работы с родителями в рамках индивидуальной консультации происходит сбор информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей    ребенка.     На втором этапе работы  происходит информирование родителей о том, что такое аутизм каковы его причины. Также родители в процессе занятий обучаются способам взаимодействия с ребенком. В рамках сопровождения отслеживается актуальное состояние ребенка, вносятся коррективы в систему взаимодействия «родитель – ребенок».  

  • Слайд 9

    Второе направление

    Второе направление основывается на работе с ребенком с аутизмом и реализуется  в четыре этапа.

  • Слайд 10

    На первом этапе работы основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка. Исходно контакт можно  построить лишь на основе немногих значимых для детей впечатлений, которые они получают сами в процессе выстраивания и созерцания зрительного ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддержание контакта подкрепляется осторожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений.

  • Слайд 11

    Второй этап психологической работы нацелен на формирование устойчивого пространственно - временного стереотипа занятия. Такой стереотип дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игрового взаимодействия, что позволяет их постепенно все более дифференцировать и осмыслять. Условием формирования такого стереотипа является построение специалистом определенного пространственно временного порядка  занятия. В то же время, этот порядок никогда не  формируется слишком жестко, поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим (как и в случае нормы) является необходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения, формирования новых эпизодов взаимодействия.

  • Слайд 12

    Третий  этап  - развитие смыслового стереотипа занятия. Возникновение активной избирательности и развитие положительно окрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает  возможность для более сложного эмоционального осмысления детьми происходящего.  

  • Слайд 13

    Четвертый этап связан с развитием сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность самого ребенка,  формируются социально адекватные способы его самоутверждения. Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их  адаптация к  привычным условиям  открывает путь с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой - к появлению возможности  более активного и самостоятельного освоения среды,  возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости.

  • Слайд 14

    Участниками группы сопровождения являются:

    координатор образовательного процесса ребенка (завуч школы/методист сада, при этом в той или иной группе по решению ее участников функции координатора могут распределяться между двумя участниками, например завучем и ассистентом учителя, методистом и коррекционным педагогом), учителя/воспитатели, ассистент учителя/помощник воспитателя, логопед, психолог, коррекционный педагог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, другие специалисты, родители.

  • Слайд 15

    Функциональные задачи каждого из участников группы сопровождения:

    1. Координатор осуществляет подготовку и организацию встреч, налаживает координацию усилий участников группы и внутреннюю коммуникацию между ними, анализирует успешность процесса адаптации ребенка к условиям учебного учреждения и динамику его развития. 2. Учитель/воспитатель (вместе с ассистентом учителя/помощником воспитателя) адаптирует учебный материал и продумывает, как его лучше подавать, разрабатывает вспомогательный материал для родителей, с помощью которого они могут предварительно подготовить ребенка к занятиям, вместе с всеми другими участниками группы сопровождения создает благоприятную для развития детей с аутизмом среду (прежде всего, структурированное обучение и визуальную поддержку), определяет ведущую тему, которая станет стержневой для занятий и взаимодействия с ребенком других членов группы.

  • Слайд 16

    3. Ассистент учителя/помощник воспитателя помогают осуществлять организационные моменты, приобщаются к созданию условий учебно-воспитательного процесса для аутичного ребенка и способствуют приобретению им практики позитивного взаимодействия с детьми и педагогами при разных обстоятельствах образовательного процесса. 4. Главные задачи логопеда – способствовать развитию коммуникативно-речевых функций ребенка, использовать эффективные средства активизации его речи, формировать продуктивные модели коммуникативных ситуаций, подсказывать другим специалистам и родителям, как активизировать коммуникативно-речевые проявления ребенка (с использованием жестов, звуков/слов, карточек, фотографий и т. п.).

  • Слайд 17

    5. Психолог анализирует межличностные отношения ребенка в среде ровесников, а также со всеми педагогами и родителями, проводит коррекционно-развивающие занятия в микрогруппе (где кроме аутичного ребенка есть хотя бы еще один ребенок) для формирования у него социальных умений, способности учитывать присутствие другого ребенка, интересоваться им, умения адекватно реагировать на предложенные инициативы, выполнять определенные действия по очередности, инструкцию взрослого, откликаться, когда зовут, соблюдать правила поведения и т. д. 6. Коррекционный педагог занимается с ребенком с целью восстановления нарушенных функций, прежде всего – становления чувственного (сенсорного) опыта, процессов целостного восприятия. Для этого специалист последовательно работает над разноплановым представлением ребенку информации с опорой на зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы, вводя определенные предметы в контекст ситуации, выстраивая взаимосвязи с другими предметами окружающей среды.

  • Слайд 18

    7. Инструктор по физкультуре работает над развитием общей моторики (сила, ловкость, мобильность, гибкость, точность, координация движений и т. д.), нормализацией тонуса ребенка, развитием у него чувства статического и динамического равновесия, становлением способности вместе с другими детьми выполнять упражнения, участвовать в подвижных играх по правилам, планировать движения, а также расширением двигательного репертуара ребенка и становлением его волевых качеств. 8. Музыкальный руководитель ориентирован на развитие у ребенка раскованности, пластичности, социальных функций: способности участвовать в художественно-эстетических действиях вместе с другими детьми, взаимодействовать с ними на занятиях, играя на музыкальных инструментах, танцуя, исполняя песни.

  • Слайд 19

    9. Другие специалисты, которые могут быть реальными или виртуальными участниками группы сопровождения, например семейный врач, невролог или психиатр (если они систематически встречаются с ребенком и назначают какое-либо лечение), или коррекционный педагог (логопед, психолог) за пределами учебного заведения. Работа группы сопровождения со всеми дополнительными участниками процесса психолого-медико-педагогического воздействия на развитие ребенка важна, ведь это позволяет наладить согласованное взаимодействие между всеми специалистами, занимающимися им. 10. Родители предоставляют информацию об особенностях проявлений ребенка в семье и социуме, отрабатывают с ребенком актуальные коммуникативные модели на социально-бытовом материале, а также готовят его к новой лексической теме/новым незнакомым заданиям.

  • Слайд 20

    Работа с аутичными детьми должна проводиться постоянно

    Оптимально – 4 раза в неделю коррекционные занятия со специалистом и обязательное закрепление в домашних условиях. Занятия с аутичными детьми должны проводиться в одно и тоже время, в одной и той же обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания занятия, особыми поощрениями.

  • Слайд 21

    Работа с аутичными детьми должна быть последовательной

    По мере того, как усваиваются команды (просьбы), направленные на выполнение небольших целенаправленных движений, их постепенно сменяют более сложные действия. Знания и навыки последовательно нанизываются друг на друга, постепенно заполняя психику и жизнь ребёнка всё больше и больше.

  • Слайд 22

    Работа с аутичными детьми должна проводиться пошагово

    Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснение того что ребёнок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребёнком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.

  • Слайд 23

    Личность психолога в работе с аутичными детьми

    Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для детского психолога, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

  • Слайд 24

    Важно отметить, что психолого-педагогическая работа должна проходить в тесном сотрудничестве с родителями, которым   даются подробные рекомендации по организации осмысленного взаимодействия с ребенком, меняющиеся и усложняющиеся по мере его продвижения в эмоциональном развитии.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке