Содержание
-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ
Бондаренко Елена
-
Аутизм
тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).
-
МКБ-10
детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера); атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1); синдром Ретта (F84.2); синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5).
-
Внешние проявления РАС:
аутизм как таковой, т.е. предельное, "экстремальное", одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией; стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями - моторными и речевыми; особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего - ее коммуникативной функции. Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), длительное отставание в способности правильно использовать личные местоимения раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года), что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка
-
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом – инвалиды.
-
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в двух направлениях с учетом определенной последовательности: направленная работа с семьями детей, работа с детьми с аутизмом.
-
Первое направление
Данное направление основывается на работе с личностью взрослого. Работу с родителями целесообразно проводить в два этапа.
-
На первом этапе работы с родителями в рамках индивидуальной консультации происходит сбор информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей ребенка. На втором этапе работы происходит информирование родителей о том, что такое аутизм каковы его причины. Также родители в процессе занятий обучаются способам взаимодействия с ребенком. В рамках сопровождения отслеживается актуальное состояние ребенка, вносятся коррективы в систему взаимодействия «родитель – ребенок».
-
Второе направление
Второе направление основывается на работе с ребенком с аутизмом и реализуется в четыре этапа.
-
На первом этапе работы основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка. Исходно контакт можно построить лишь на основе немногих значимых для детей впечатлений, которые они получают сами в процессе выстраивания и созерцания зрительного ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддержание контакта подкрепляется осторожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений.
-
Второй этап психологической работы нацелен на формирование устойчивого пространственно - временного стереотипа занятия. Такой стереотип дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игрового взаимодействия, что позволяет их постепенно все более дифференцировать и осмыслять. Условием формирования такого стереотипа является построение специалистом определенного пространственно временного порядка занятия. В то же время, этот порядок никогда не формируется слишком жестко, поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим (как и в случае нормы) является необходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения, формирования новых эпизодов взаимодействия.
-
Третий этап - развитие смыслового стереотипа занятия. Возникновение активной избирательности и развитие положительно окрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает возможность для более сложного эмоционального осмысления детьми происходящего.
-
Четвертый этап связан с развитием сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность самого ребенка, формируются социально адекватные способы его самоутверждения. Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их адаптация к привычным условиям открывает путь с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой - к появлению возможности более активного и самостоятельного освоения среды, возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости.
-
Участниками группы сопровождения являются:
координатор образовательного процесса ребенка (завуч школы/методист сада, при этом в той или иной группе по решению ее участников функции координатора могут распределяться между двумя участниками, например завучем и ассистентом учителя, методистом и коррекционным педагогом), учителя/воспитатели, ассистент учителя/помощник воспитателя, логопед, психолог, коррекционный педагог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, другие специалисты, родители.
-
Функциональные задачи каждого из участников группы сопровождения:
1. Координатор осуществляет подготовку и организацию встреч, налаживает координацию усилий участников группы и внутреннюю коммуникацию между ними, анализирует успешность процесса адаптации ребенка к условиям учебного учреждения и динамику его развития. 2. Учитель/воспитатель (вместе с ассистентом учителя/помощником воспитателя) адаптирует учебный материал и продумывает, как его лучше подавать, разрабатывает вспомогательный материал для родителей, с помощью которого они могут предварительно подготовить ребенка к занятиям, вместе с всеми другими участниками группы сопровождения создает благоприятную для развития детей с аутизмом среду (прежде всего, структурированное обучение и визуальную поддержку), определяет ведущую тему, которая станет стержневой для занятий и взаимодействия с ребенком других членов группы.
-
3. Ассистент учителя/помощник воспитателя помогают осуществлять организационные моменты, приобщаются к созданию условий учебно-воспитательного процесса для аутичного ребенка и способствуют приобретению им практики позитивного взаимодействия с детьми и педагогами при разных обстоятельствах образовательного процесса. 4. Главные задачи логопеда – способствовать развитию коммуникативно-речевых функций ребенка, использовать эффективные средства активизации его речи, формировать продуктивные модели коммуникативных ситуаций, подсказывать другим специалистам и родителям, как активизировать коммуникативно-речевые проявления ребенка (с использованием жестов, звуков/слов, карточек, фотографий и т. п.).
-
5. Психолог анализирует межличностные отношения ребенка в среде ровесников, а также со всеми педагогами и родителями, проводит коррекционно-развивающие занятия в микрогруппе (где кроме аутичного ребенка есть хотя бы еще один ребенок) для формирования у него социальных умений, способности учитывать присутствие другого ребенка, интересоваться им, умения адекватно реагировать на предложенные инициативы, выполнять определенные действия по очередности, инструкцию взрослого, откликаться, когда зовут, соблюдать правила поведения и т. д. 6. Коррекционный педагог занимается с ребенком с целью восстановления нарушенных функций, прежде всего – становления чувственного (сенсорного) опыта, процессов целостного восприятия. Для этого специалист последовательно работает над разноплановым представлением ребенку информации с опорой на зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы, вводя определенные предметы в контекст ситуации, выстраивая взаимосвязи с другими предметами окружающей среды.
-
7. Инструктор по физкультуре работает над развитием общей моторики (сила, ловкость, мобильность, гибкость, точность, координация движений и т. д.), нормализацией тонуса ребенка, развитием у него чувства статического и динамического равновесия, становлением способности вместе с другими детьми выполнять упражнения, участвовать в подвижных играх по правилам, планировать движения, а также расширением двигательного репертуара ребенка и становлением его волевых качеств. 8. Музыкальный руководитель ориентирован на развитие у ребенка раскованности, пластичности, социальных функций: способности участвовать в художественно-эстетических действиях вместе с другими детьми, взаимодействовать с ними на занятиях, играя на музыкальных инструментах, танцуя, исполняя песни.
-
9. Другие специалисты, которые могут быть реальными или виртуальными участниками группы сопровождения, например семейный врач, невролог или психиатр (если они систематически встречаются с ребенком и назначают какое-либо лечение), или коррекционный педагог (логопед, психолог) за пределами учебного заведения. Работа группы сопровождения со всеми дополнительными участниками процесса психолого-медико-педагогического воздействия на развитие ребенка важна, ведь это позволяет наладить согласованное взаимодействие между всеми специалистами, занимающимися им. 10. Родители предоставляют информацию об особенностях проявлений ребенка в семье и социуме, отрабатывают с ребенком актуальные коммуникативные модели на социально-бытовом материале, а также готовят его к новой лексической теме/новым незнакомым заданиям.
-
Работа с аутичными детьми должна проводиться постоянно
Оптимально – 4 раза в неделю коррекционные занятия со специалистом и обязательное закрепление в домашних условиях. Занятия с аутичными детьми должны проводиться в одно и тоже время, в одной и той же обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания занятия, особыми поощрениями.
-
Работа с аутичными детьми должна быть последовательной
По мере того, как усваиваются команды (просьбы), направленные на выполнение небольших целенаправленных движений, их постепенно сменяют более сложные действия. Знания и навыки последовательно нанизываются друг на друга, постепенно заполняя психику и жизнь ребёнка всё больше и больше.
-
Работа с аутичными детьми должна проводиться пошагово
Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснение того что ребёнок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребёнком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.
-
Личность психолога в работе с аутичными детьми
Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для детского психолога, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.
-
Важно отметить, что психолого-педагогическая работа должна проходить в тесном сотрудничестве с родителями, которым даются подробные рекомендации по организации осмысленного взаимодействия с ребенком, меняющиеся и усложняющиеся по мере его продвижения в эмоциональном развитии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.