Презентация на тему "Азбука культурного поведения"

Презентация: Азбука культурного поведения
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Азбука культурного поведения" по педагогике, включающую в себя 16 слайдов. Скачать файл презентации 0.53 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Азбука культурного поведения
    Слайд 1

    «Азбука культурного поведения»

    (для детей старшего дошкольного возраста)

  • Слайд 2

    Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями ставит задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте. Современное понятие слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

  • Слайд 3

    Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты. Для обучения правилам поведения и воспитания положительных личностных качеств необходимы следующие условия. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей. Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия которых должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной дружеской обстановки. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

  • Слайд 4

     Основные способы педагогического воздействия на детей. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила. Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага. Наказание: применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой. Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил. 7. Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

  • Слайд 5

    Задачи воспитания навыков культуры поведения у детей

  • Слайд 6

    Старший дошкольный возраст (5-7 лет).   Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, милиционеру и т.д.); Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты; Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре); Учить детей правилам общения по телефону, написания писем; Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших; Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих; Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими; Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.; Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков; Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему. Закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой); способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков. Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

  • Слайд 7

    Методические рекомендации по обучению детей правилам культуры поведения

  • Слайд 8

    Занятия по основам этикета.   Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музей, кафе, библиотека и т.п. – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10-12 человек). Для активизации деятельности детей можно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях. Для усиления эмоциональной направленности занятий используются литературные, музыкальные и живописные произведения. В конце занятия следует подвести итог. Дети сами могут сделать необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Воспитатель еще раз четко указывает на самое главное, что следует усвоить их занятия. Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.

  • Слайд 9

    Игра - средство формирования у дошкольников представлений и понятий современного этикета.   Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствует правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению. Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репа». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь. Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью. В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

  • Слайд 10

    Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании этикетного поведения.   Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например по темам «Столовый этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей» и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают воспитателю, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети. Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, помните, что взрослого человека надо учить осторожно и навязчиво. Цель воспитателя – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета.

  • Слайд 11

    Тематический план (старший дошкольный возраст)   Что такое этикет? Изучение данной темы лучше проводить в процессе специального занятия, на котором дети знакомятся с героями Страны Вежливости – Феей Вежливости и ее помощниками - гномами, а также с Незнайкой-Зазнайкой, которому предстоит учиться этикету. На данном занятии детям даются знания о том, что такое этикет и почему знание этикетных правил так необходимо в жизни людей. Правила поведения в общественных местах. Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков: Поведение в детском саду; Поведение на улице; Поведение в общественном транспорте; Поведение в театре (музее, магазине, кафе). Поведение за столом Во время изучения данной темы закрепляются знания детей о правилах поведения за столом, во время приема пищи – сидеть ровно, разговаривать вполголоса, правильно пережевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой. При этом использовать в речи, соответственные случаю, формы речевой вежливости.

  • Слайд 12

    Правила общения Изучение данной темы желательно разделить на несколько блоков: Общение со сверстниками; Общение со взрослыми; Общение с пожилыми людьми; Общение с малышами; Общение с незнакомыми. Вежливые слова Знания по данной теме даются детям в процессе игровой, трудовой деятельности, ежедневном общении. Принимаем гостей Детей необходимо научить правилам этикета при приеме гостей в доме: приветствие гостей, приглашение, угощение, ведение беседы, времяпровождение. Учимся поздравлять и принимать поздравления При обучении детей составлению поздравлений научите детей приемам ласковых обращений, составлений пожеланий. Необходимо также научить детей принимать поздравления, подарки, говорить ответные слова.

  • Слайд 13

    Учимся разговаривать по телефону Изучению данной темы лучше посвятить специальные занятия, на которых можно практически познакомить детей с правилами ведения телефонных разговоров. Детей нужно также научить способам экстренной связи со службами 01, 02 ,03 ,04 ,09, показать, что при общении с данными службами нужно быть очень краткими, сообщать только справочные сведения: фамилию, имя, отчество, домашний адрес, причину вызова и т.д. Для чего нужны письма Следует поговорить о том, что такое письмо, для чего нужны письма, научить правилам их составления: обращение, приветствие, сообщение, пожелание, заключение. О чуткости, отзывчивости и милосердии В процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач детям необходимо объяснить смысл понятий «чуткость», «отзывчивость», «милосердие». Большую роль в данном случае играют такие приемы работы с детьми, как ежедневные напоминания, положительные отзывы на поступки детей, анализ игровых действий, личный пример педагога.

  • Слайд 14

    О дружбе и правилах дружной игры. Говорить с детьми о дружбе, значении дружеских отношений можно на занятиях, во время бесед, при проведении дидактических игр, во время организации сюжетно-ролевых игр. Желательно использовать при этом примеры художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов с последующим обсуждением сюжета. Правила гигиены и для чего они нужны. Знания по данной теме даются детям, как в процессе специальных занятий, так и в процессе бесед, практических действий. При этом необходимо использовать личный пример,положительный пример сверстников, примеры поступков литературных героев. Главное правило, которое должны усвоить дети – «Гигиена – это здоровье, а о здоровье надо заботиться ежедневно». Правила обращения с личными вещами. Научить детей следует следующим правилам: как, где и в каком виде следует хранить вещи (платья, рубашки, брюки, нижнее белье, предметы гигиены); как стирать свои вещи; как погладить ту или иную вещь; некоторые полезные советы по уходу за вещами, книгами, игрушками.

  • Слайд 15

    Каждой вещи – свое место. Данная тема является продолжением предыдущей. Возможно проведение небольшой беседы на тему, а затем уже применять лишь прием напоминания. Главное выработать у детей привычку «Взял, воспользовался – положи на место». Помогаем дома маме. Детей необходимо на примерах поступков сверстников подвести к осознанию необходимости оказания посильной помощи взрослым дома, содержания в порядке своих вещей и игрушек, необходимо также выработать умение убирать за собой после игры. Правила дружной работы. Беседа на данную тему проводится перед организацией коллективного труда, изготовлением коллективных поделок и других работ. Детей необходимо подвести к осознанию того, что дружная, совместная работа приводит к наилучшим результатам, а результат зависит от вклада каждого участника общего дела. Буду скоромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек). Беседы на данную тему проводятся отдельно для девочек. Необходимо воспитывать в девочках самые лучшие качества личности: скромность, доброту, ласку. Нужно также учить девочек быть красивыми, опрятными. Посвятите несколько мгновений обучению детей умению двигаться. Неоценимую услугу отказывают в этом танцы, танцевальные движения, ритмические упражнения.  

  • Слайд 16

    Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков). Это тема - для мальчиков, будущих защитников Отечества. На примере литературных героев необходимо показать мальчикам личностные качества настоящих мужчин, качества, к которым они должны стремиться – сила, смелость, ловкость, умение защитить, прийти на помощь. Задача педагога – показать мальчикам пути достижения цели, одним из которых является физкультура и спорт. О поступках плохих и хороших. Данной теме лучше посвятить занятие, в котором дети будут высказывать свои мысли о плохих и хороших поступках, давать им объяснения, оценку. При этом желательно нацелить детей на то, чтобы они вспомнили знакомых литературных героев, дали оценку их поступкам и личностным качествам. Обо всем понемногу. Это, своего рода, занятие – итог. Его можно провести в форме КВН, развлечения, театрализованного представления и других видов деятельности. Главное то, что дети должны показать свои знания, умения, навыки, все то, чему они научились в течение всех лет пребывания в детском саду.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке