Содержание
-
Анализ образовательных программ по вопросу воспитания культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей в средней группе ДОО
Подготовила: воспитатель Шляпина Юлия Владимировна
-
Культура поведения дошкольника рассматривается как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяют следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Воспитание культуры поведения непосредственно связано с воспитанием культуры общения. Культура общения рассматривается как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры и необходимое условие нравственного развития личности. Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками основано на уважении, доброжелательности, соблюдении требований вежливого, тактичного поведения в общественных местах, в быту.
-
Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами. Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
-
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (Под редакцией: Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой) )
-
Задачи по вопросу воспитания культуры речевого общения и поведения:
воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих; развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям; развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой; воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
-
Содержание образовательной деятельности
Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками: освоение правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по имени отчеству, благодарить; освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным, уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников в группе.
-
Владение речью как средством общения и культуры: освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить); участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников; освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра), обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарностью (спасибо; большое спасибо), обидой, жалобой; обращение к сверстнику по имени, к взрослому – по имени и отчеству.
-
У детей этого возраста (4-5 лет) наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Главное для воспитателя — предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам — оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. К примеру, заметив попытку мальчика наехать своим автомобилем на домик, построенный девочками, воспитатель говорит: «Какой у нас Саша хороший шофер, он внимательно смотрит на дорогу и никогда ни на кого не наедет. Он хорошо управляет машиной». Мальчик, гордый оценкой воспитателя, с удовольствием проезжает, не задев домика.
-
Результаты образовательной деятельности:
Достижения ребёнка («Что нас радует»): ребенок преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен; внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения; в привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»); общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей: поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво; ребенок либо проявляет излишнюю скованность в общении, либо черты агрессивности, нежелание следовать указаниям или правилам; не внимателен к словам взрослого (родителей, воспитателя), повторяет нежелательные действия, несмотря на указания и оценку взрослого; малоактивен в общении, избегает общения со сверстниками.
-
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)
-
Задачи:
способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну); продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.); учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;
-
воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу; помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
-
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» (под редакцией Н.В.Фединой)
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Задачи: обеспечение развития первичных представлений о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих два-три противоположных моральных понятия (например, взаимопомощь (взаимовыручка) — себялюбие, жадность — щедрость и т. п.); соблюдения некоторых норм морали и выполнения правил поведения в соответствии с требованиями взрослого и самостоятельно; совершения по просьбе взрослого и самостоятельно нравственно направленных действий (например, поделиться чем-либо, помочь одеться и др.).
-
Овладение речью как средством общения и культуры Задачи: обеспечение развития первичных представлений о нормах и правилах речевой культуры на примерах из жизни, образцах общения литературных героев, персонажей мультфильмов; создание условий для приобретения опыта участия в ситуациях речевого сотрудничества со сверстниками во всех видах деятельности; пользования элементарными правилами речевого этикета: не перебивать взрослого и сверстников в разговоре, вежливо обращаться к собеседнику; проявления инициативности и самостоятельности в некоторых ситуациях общения со взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач (желание задавать вопросы, делиться впечатлениями о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности);
-
адекватного реагирования на эмоциональное состояние собеседника (помочь, пожалеть); использования слов, выражающих эмоциональное сочувствие, сострадание, желание сотрудничать («мне тебя жалко», «давай поиграем вместе» и т. д.); использования в речи слов, побуждающих к объяснению и убеждению в процессе игровой деятельности (договориться об игре, ориентироваться на ролевые высказывания партнёров, поддерживать их в процессе игрового общения, при разрешении конфликтов и т. д.); ориентирования на ролевые высказывания партнёров.
-
Что читают детям в средней группе о культуре речевого общения :
Стихотворения: М.Дружинина «Кто знает волшебное слово»; А.Шибаев «Дорогие слова»; С.Маршак «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости», «Песенка о вежливости», «Котята»; И.Пивоварова «Был ослик очень вежливый »; А.Кондратьев «Доброе утро», «Добрый день», «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброго пути», «Простите» (стихи о вежливых словах); В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; О.Дриз «Добрые слова»; Г.Сапгир «Самые слова»; Б.Ивляева «Я утром в детский сад иду…»; Л.Воронкова «В огороде много гряд…»; А.Барто «Девушка-ревушка»;
-
С.Михалков «Не спать»; И.Токмакова «Маша знала слов не мало…»; Алдонина «Что такое здравствуй»; В.Коркин «Я и солнышко»; Р.Алденина «Это не годиться, надо извиниться». Рассказы: Н.Носов «Телефон»; В.Осеева «Волшебное слово»; Л.Воронкова «Бабушкины дела»; «Добрый поступок Вани»; Н.А.Купина «Азбука вежливости». Сказки: Э.Мошковская «Вежливое слово»; литовская сказка «Дружба»; «Умей обождать»; М.Пляцковский «Как ослик Алфавит учился уважать старших»; Р.Зелёная, С.Иванова «Первое в мире рукопожатие».
-
Формы работы по развитию культуры речевого общения в средней группе
Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Выделяются основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседы, разъяснение); а также наиболее характерные приёмы обучения. Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними.
-
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни. В совместной деятельности проводим игры-импровизации, игры-упражнения и прочее. Данная работа в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми позволяет каждому ребёнку дошкольного возраста без перегрузки, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.
-
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.
-
Сочинение сказок-перевёртышей, вежливых сказок. Игры «Улыбка», «Комплимент», «Добрые мысли», «Волшебное зеркало». Разъяснение вежливых обращений. Моделирование и анализ ситуаций. Игра – драматизация «В стране вежливости», «В стране добрых поступков». Игра – драматизация «Как Буратино стал вежливым». Литературная викторина «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…». Сочинение этикетной сказки.
-
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации. С целью закрепления навыков и умений дети играют в дидактические игры в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для игр являются часы после дневного сна.
-
Дидактическая игра «Будем знакомы» Цель: способствовать умению составлять представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определённых случаях. Методы и приёмы: беседа; игровое упражнение на развитие чувства близости «ласковое имя»; проигрывание игровых ситуаций «знакомство». Дидактическая игра-тренинг «Найдем волшебные слова» Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета. Дидактическая игра «Всё начинается со слова «спасибо» Цель: раскрыть значение слова «спасибо», употребление в зависимости от ситуации. Методы и приёмы: беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; художественное слово.
-
Дидактическая игра «Волшебное слово «до свидания» Цель: раскрыть значение слова «до свидания», употребление в зависимости от партнёра различных форм прощания. Методы и приёмы: слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания. Дидактическая игра «Вежливая просьба» Цель: познакомить с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партнёрам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику. Методы и приёмы: беседа; художественное слово; приём ТРИЗ «Что было бы, если …»; проигрывание ситуаций. Дидактическая игра «Я умею культурно разговаривать» Цель: познакомить с правилами культурного поведения при общении с окружающими. Методы и приёмы: беседа; художественное слово; игра- драматизация.
-
Дидактическая игра «Грамотная речь» Цель: совершенствовать умения общаясь со взрослыми, сверстниками, говорить понятно, красиво, чисто, выразительно. Методы и приёмы: игровое упражнение; артикуляционная гимнастика; упражнения на регуляцию дыхания. Дидактическая игра «Разговор с другом» Цель: обучать умению слушать собеседника, быть внимательным к партнёру по общению. Методы и приёмы: игровые упражнения; моделирование и проигрывание ситуаций.
-
Во время прогулок, совместной, самостоятельной деятельности дети охотно общаются и закрепляют полученные навыки общения. Педагоги внимательно следят за тем, как каждый из их подопечных воспринимает воспитательное воздействия и влияние. Определяют уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.