Содержание
-
Задержка психического развития дошкольников
Презентацию подготовила учитель-дефектолог Богданова Л.И. ГБДОУ детский сад № 121
-
Задержка психического развития - временное отставание психомоторных функций ребенка. Чаще проблемы психического развития ребенка выявляются уже в школе, родители склонны не замечать таких проявлений в раннем возрасте малыша, приписывая их детскому возрасту и вредности характера ребёнка. Задержка психического развития - это не отставание в умственном развитии. Психическое развитие ребёнка хорошо поддаётся коррекции в случае вовремя начатых занятий с ребёнком. Интеллект ребёнка может пострадать, если эти отставания не корректировать.
-
Причины возникновения ЗПР : 1. Биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; генетическая обусловленность. 2. Социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
-
Характерными признаками ЗПР являются: Эмоционально-волевая незрелость, которая характеризуется отсутствием воли у ребенка. Ему трудно заставить себя что-либо сделать или принять волевое решение. Нарушение внимания, когда ребенку тяжело концентрироваться на одном предмете, он быстро переключается и отвлекается. При этом может наблюдаться чрезмерная двигательная и речевая активность. Сложность восприятия, которая проявляется в неспособности ребенка строить целостные образы. Малыш слабо узнает предметы под разными ракурсами и в незнакомых условиях ему сложно ориентироваться в пространстве, строить логически-смысловые цепочки, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, а также делать выводы. Особенности памяти, которые характеризуются преобладанием зрительной памяти над вербальной, мозаичностью запоминания информации и пониженной мыслительной активностью при ее воспроизведении. Проблемы с речью, которые выражаются в ограниченности словарного запаса, искажением воспроизведения звуков, трудностями в построении высказываний, общей речевой заторможенностью, а также наличием таких заболеваний, как дислексия, дисграфия.
-
Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Очень важно не надеяться, что «само пройдет», «заговорит», «в садике подтянется», а действовать самим и сообща с дефектологом и врачом исправлять признаки ЗПР. Это трудоёмкий процесс, требующий участия всех близких и более взрослых детей (если есть старшие братья и сестры). Все усилия, приложенные к коррекции ЗПР, окупятся с лихвой. Если мероприятий по коррекции недостаточно, то дополнительно врачами назначается медикаментозное лечение.
-
Задачи коррекционно- развивающей работы учителя-дефектолога: Создание оптимальных условий для развития: – Эмоционального – Интеллектуального – Речевого потенциала Учитывание актуального и потенциального уровня развития каждого ребёнка; Эмоционально-личностный подход;
-
Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога: – Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, а также обучению грамоте. Задачи: • Расширять знания и представления об окружающем мире, его предметах, явлениях. Способствовать увеличению словарного запаса и развитию связной речи. – Формирование элементарных математических представлений и развитие сенсорно-перцептивной сферы. Задачи: Развивать • Сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) • Временные представления • Пространственные представления • Количественные представления • Зрительно-моторную координацию
-
• Слухоречеваю память • Зрительную память • Пальцевой гнозопраксис и развитие ручной моторики • Восприятие и воспроизведение ритма • Произвольное внимание – Развитие конструктивных навыков. Задачи: • Сенсорные эталоны • Пространственные представления • Зрительно-моторную координацию • Оптико-проостранственныйгнозис и праксис • Моторику пальцев рук • Произвольное внимание
-
– Развитие игровых навыков.Задачи:
• Многие дети не умеют играть, или уровень их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких детей организуются специальные обучающе-развивающиеся игры, которые помогают им «продвинуться» в своем развитии. Дидактические и развивающие игры. • Специально организованные игры, которые помогают развивать: – Восприятие – Внимание – Память – Мышление – Моторику рук - Ритмическую способность
-
Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании: Поборите желание делать все за ребенка: собирать его в детский сад/школу, одевать, застегивать пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Учите самостоятельности, начиная от простых навыков самообслуживания, заканчивая заданиями по дому. Не делайте за него все, помогайте развивать самостоятельность, задавая вопросы: «Что нужно взять с собой завтра в садик/школу», «Куда нужно складывать одежду?» Тем самым внимание активизируется, и постепенно будет формироваться желание делать все самому. Главное в процессе воспитания – это именно ваше терпение. Не стоит требовать слишком много. Учитывайте особенности развития вашего ребенка. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем.
-
3.Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале. 4.Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее. 5.Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, соберет игрушки, чего ждать от него?
-
Вот так мы занимаемся и играем.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.