Содержание
-
Епанчинцева И.В. Учитель-дефектологТО «Отрадное» 4 апреля 2016 г. 1
-
ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ от рождения до 3 лет
2 Авторская методика Е.О. Смирновой
-
Принципы построения диагностической методики:
3 культурно-историческая концепция психического развития (Л.С.Выготский) периодизация психического развития (Д.Б. Эльконина) концепция генезиса общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина)
-
Научные основания и главные параметры:
Диагностика уровня развития общения и речи Диагностика уровня развития предметной деятельности Диагностика уровня развития игры 4
-
Третий год жизниХарактеристика возраста:
Ведущая форма общения остается прежняя – ситуативно-деловая и появляется новая - внеситуативно-позновательная форма общения Речь интенсивно развивается. Общение становится не только предметно-действенным, но и речевым. Речь включена в общение, она формируется как средство общения со взрослым Предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место, но приобретает новые черты (ребенок владеет специфическими средствами) 5
-
Возрастает познавательная активность. Ее отличительная черта – настойчивое стремление ребенка к достижению результата, что его заставляет обращаться ко взрослому Значимым для ребенка становится не только процесс действия, но и его результат (целеполагание). Ребенок способен без внешних побуждений инициировать, исполнять действия (самостоятельность, независимость) У ребенка появляется способность самостоятельно оценивать полученный результат своей деятельности (самооценка) Это время расцвета процессуальной игры, т.е. действий с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых он в условном плане воспроизводит знакомые действия и ситуации 6
-
Диагностика психического развития детей третьего года жизни – это комплекс методик
А/ диагностика общения и речи ребенка В/диагностика развития предметной деятельности С/диагностика игровой деятельности 7
-
Третий год жизни ребенкаА/Основные параметры изучения общения:
уровень инициативности в общении, как показатель стремления ребенка к общению. уровень чувствительности к воздействиям партнера, как готовность воспринять инициативу другого, перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого. уровень владения средствами общения – конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение. 8
-
Третий год жизни ребенкаА/Основные параметры изучения развития речи:
степень развития активной речи степень развития пассивной речи способность выполнять речевые инструкции взрослого 9
-
Третий год жизни ребенкаА/ Диагностика формы общения ребенка со взрослым
Диагностические ситуации: Ситуация 1. «Пассивный взрослый»-выявление предпочитаемого вида деятельности и формы общения, определение уровня инициативности Ситуация 2. «Совместная игра со взрослым»-выявление уровня ситуативно-делового общения, активной или пассивной речи Ситуация 3. «Совместное разглядывание картинок» - выявление уровня внеситуативно-познавательного общения 10
-
Третий год жизни ребенкаВ/ Основные параметры изучения предметной деятельности:
операционно-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами) познавательная активность (эмоциональная вовлеченность в деятельность; настойчивость в деятельности; стремление к самостоятельности в деятельности) включенность предметных действий в общении со взрослым (стремление воспроизводить образец, ориентация на оценку взрослого, речевое сопровождение) целенаправленность 11
-
Третий год жизни ребенкаВ/Диагностика развития предметной деятельности
Диагностические ситуации: Ситуация 1. «Знакомые предметы» - выявление знания ребенка о назначении бытовых предметов Ситуация 2. «Незнакомый предмет» - выявление степени любознательности ребенка, стремления найти верный способ решения практической задачи Ситуация 3. «Действия о образцу» - выявление целенаправленности и самостоятельности ребенка в предметной деятельности 12
-
Третий год жизни ребенкаС/ Основные параметры изучения процессуальной игры:
Потребность в игре (инициативность в игре, длительность игры, эмоциональное состояние в ходе игры) Характер игровых действий с предметами (вариативность игровых действий, т.е. наличие разнообразных вариантов действий с предметами; речевая активность ребенка в игре, т.е. обращение к персонажам, собственные высказывания, объяснение своих действий, вопросы по ходу игры) Воображение (использование ребенком предметов-заместителей) Принятие игровой инициативы взрослого (подражание действиям взрослого) 13
-
Третий год жизни ребенкаС/Диагностика развития процессуальной игры
Диагностические ситуации: Ситуация 1. «Индивидуальная игра»- определение уровня процессуальной игры ребенка Ситуация 2. «Совместная игра»- определение уровня совместной игры ребенка со взрослым, выявление зоны ближайшего развития игры 14
-
Спасибо за внимание! 15
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.