Содержание
-
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
План Концептуальные (идейные) основы развивающей системы обучения. Л.С.Выготский о соотношении обучения и развития. Характеристика компонентов дидактической системы развивающего обучения.
-
Списокучебной литературы к теме
1.Селивёрстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009. или Селивёрстова Е.Н. От школы знания к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. Учебное пособие. – Владимир, 2008. 2.Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. Раздел II. (электронный вариант – на кафедре, печатный – в библиотеке). 3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М., 1997 (2002). Раздел «Дидактика», параграф «Основные дидактические концепции». Режим доступа: http://pedagogik.mgou.ru 4.Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А.Смирнова. –М.: Академия, 2004. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/37489/ 5. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М,: Знание, 1979. 6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.
-
Развивающее обучение - это целостная система обучения, альтернативная традиционной
Отличаются педагогические приоритеты: для традиционного обучения – знания, умения и навыки как результат усвоения и присвоения «готового», систематизированного научного знания для развивающего обучения – развитие как расширение возможностей по самостоятельному открытию (переоткрытию) научного знания
-
Главное отличие дидактических систем:
традиционное обучение: ученик для знаний ученик как субъект усвоения развивающее обучение: знания для развития ученик как субъект исследования («квазиисследования»)
-
Психологическая основа системы развивающего обучения –
теоретическая концепция Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии школьника, подтвержденная результатами экспериментального обучения, проводимого коллективами под Выготский научным руководством Лев Семёнович Л.В.Занкова и В.В.Давыдова (1896-1934)
-
Сущность развивающего обучения
создание специальных условий, при которых школьник: осваивает содержание учебного материала преимущественно в ходе поиска не только усваивает, но и открывает (переоткрывает) новое знание регулирует, контролирует, корректирует свою познавательную деятельность, приобретая опыт познавательной самоорганизации постепенно становится субъектом целостной познавательной деятельности, т.е. хочет, любит и умеет познавать и переоткрывать новое
-
Вспомним: структурные компоненты дидактической системы обучения:
цель обучения принципы обучения содержание обучения методы обучения формы организации обучения позиции взрослого (учителя) и ребенка (школьника, учащегося), характер отношений
-
Цель развивающего обучения:
формирование опыта исследовательской деятельности развитие познавательных сил школьников, обеспечивающих их готовность к самоорганизации в ходе исследовательской деятельности, субъектами которой они становятся
-
Основа содержания развивающего обучения (чему учить?) – познавательный опыт
система научных понятий общие принципы построения тех учебно-познавательных действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику (а не готовые правила, регламентирующие эти способы)
-
Житейские и научные понятия (Л.С.Выготский)
житейское понятие отличается неосознаностью существенных признаков, составляющих его содержание сложности в свободном применении житейского понятия научное понятие связано с осознанностью его существенных признаков возможность свободно применять научное понятие в процессе решения задач
-
Словесное знание определения понятия не гарантирует школьнику освоения его как научного!
Необходимо: сформировать научное понятие, т.е. установить его содержание, объем и связь с другими понятиями курса научить пользоваться существенным признаками понятия как ориентирами в процессе решения задач, поставленных перед школьником
-
Содержанием развивающего обучения является
теоретическое знание, т.е. знание, основанное на понимании принципов, связей, взаимообусловленностей его отдельных фрагментов, когда одна единица знания рассматривается как частный случай другой Научные понятия нельзя получить в готовом виде !!!
-
Развивающее обучение основано на поисковой активности школьников,которая:
в основных чертах отражает действия, осуществляемые ученым в процессе научного исследования (см.: этапы исследования – Дидактика средней школы/ под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982, с.205) основана на выполнении школьниками преимущественно нетиповых, проблемных заданий
-
Условия успешности развивающего обучения
стимулирование у учащихся потребности осуществлять поиск на основе обнаружения недостаточности, непригодности ранее усвоенного организация собственно поисковой познавательной деятельности организация оценки найденного нового способа действия
-
Методы развивающего обучения
поддерживают поисковую активность организуют школьников на поиск способов решения обнаруженных или поставленных проблем Доминирование продуктивных методов обучения
-
Составляющие продуктивных методов, характерные для развивающего обучения
постановка учебной задачи в виде учебной проблемы, требующей от школьников нового анализа ситуации действия, нового её понимания совместное решение проблемы, когда учитель включается в поисковую деятельность учащихся и организует её «изнутри» (учитель – реальный участник, открытый для критического анализа и оценки, а не руководитель; нельзя навязывать «правильный» путь решения) организация оценки найденного способа решения, состоящая в выявлении того, насколько он пригоден для решения других задач
-
Любая из составляющих продуктивных методов может быть реализована по-разному
При этом: необходимо учитывать реальный ход развёртывающегося ученического поиска полностью исключить возможность организации познавательной деятельности школьников по известным образцам
-
Организация развивающего обучения
открывает широкие возможности педагогического творчества учителя ориентируется на максимальный учет индивидуальных особенностей школьников вызывает сложности и требует от учителя больших затрат сил по сравнению с традиционным обучением предполагает иной тип взаимодействия с учащимися по сравнению с традиционным обучением
-
Взаимодействие учителя и учащихся опирается на:
субъект-субъектный характер отношений, основанный на проявлении познавательной инициативы и активности как учителем, так и учеником нежесткое распределение функций между учителем и учащимися: учитель не является только руководителем, а учащиеся не являются только исполнителями сотрудничество учителя с учащимися, предполагающее перераспределение ролей в осуществлении различных этапов исследовательской деятельности
-
Принципы развивающего обучения:
проблемность (обучение на высоком уровне трудности – Л.В.Занков) доминирование теоретического знания и развитие теоретического мышления индивидуализация и дифференциация осознание школьниками способов своей деятельности ориентация на формирование базовых интеллектуальных умений
-
Формы организации развивающего обучения
преобладание коллективной формы организации обучения урок, приобретающий проблемно-поисковый характер использование новых форм организации обучения: урок-диалог, урок-проект и т.п.
-
Планируемые (закономерные) результаты развивающего обучения:
ученик со сформированным опытом исследовательской деятельности, готовый к самостоятельному открытию нового сформированный опыт самоорганизации в познавательной деятельности (умеет учиться) высокий уровень развития познавательного интереса (хочет и любит познавать и открывать новое)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.