Содержание
-
Современные теории и концепции обучения
-
Рассматриваемые вопросы:
- Развивающее обучение
- Теория гуманизации обучения
- Теория личностного обучения
-
- Теория или концепция – это совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности процесса обучения.
- Теория или концепция необходимы, т.к. их назначение - объяснение или предсказание того, как будет осуществляться процесс обучения
-
Развивающее обучение
- Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.
- Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
-
- Развивающее обучение предполагает усвоение новых знаний, формирование новых умений, расширение личного опыта.
- При развивающем обучении меняется характер учебной деятельности ученика. Ученик самостоятельно ищет новые способы решения. Ему нужно применить знания в новой ситуации либо самостоятельно разработать алгоритм решения, новый способ.
-
- Главная цель концепции развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному усвоению знаний, поиску истины.
- Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».
- Зона ближайшего развития учащихся вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения.
-
- Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.
- Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения. Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову
-
Основу системы развивающего обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
- принцип обучения на высоком уровне трудности
- принцип ведущей роли теоретических знаний
- принцип осознания учащимися процесса учения
- принцип работы над развитием всех учащихся
- принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом
-
Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
В современной педагогике все группы качеств личности:
- ЗУН - знания, умения, навыки;
- СУД - способы умственных действий;
- СУМ - самоуправляющие механизмы личности;
- СЭН - эмоционально-нравственная сфера;
- СДП - деятельностно-практическая среда.
РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
-
Важное условие развивающего обучения — это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, потому что теоретические знания лучше усваиваются, когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии по выявлению теоретического вывода из обсуждения различных вариантов анализа жизненной ситуации, объективных фактов проявления психического.
Значит, основными для развивающего обучения являются методы интерактивного обучения, в которые могут вноситься элементы других активных методов — проблемного и программированного обучения.
-
Одна из важнейших особенностей развивающего обучения -это ориентированность на конечный результат — на формирование главных психологических новообразований, прежде всего умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам.
Обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде главных психологических новообразований, есть развивающее обучение, а методы его осуществления названы инновационными (инновации — это новообразования).
-
В процессе развивающего обучения наряду с развитием интеллектуальных или умственных качеств личности наблюдаются и факты развития у учащихся нравственных качеств, т. е. тех качеств, которые являются, казалось бы, «привилегией» не обучения, а воспитания. Эти факты не случайны, а закономерны и свидетельствуют о воспитывающей роли развивающего обучения
-
Знаменитая фраза древних мыслителей о том, что студент не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, становится исключительно актуальной и основополагающей в развивающем обучении.
В этом случае студент выступает не как потребитель (поглотитель) новой информации, а как субъект поиска, нахождения, оперирования знанием и применения добытых знаний в новой ситуации (жизненной, профессиональной, игровой и т. д.)
-
Итак, развитие личности происходит не спонтанно, не «естественным» путем, не зависящим от субъективной деятельности людей, а под воздействием учения — хорошего или плохого, организованного или стихийного. Но хорошее учение — это правильно организованное обучение, и оно дает больший развивающий эффект. Поэтому научная организация обучения на базе психологической теории развивающего обучения является главной задачей методики преподавания любой науки в вузе.
-
Гуманизация высшего образования
Среди всех актуальных проблем современного высшего образования гуманизация занимает особое приоритетное место по своему значению и роли как основное стратегическое направление высшей школы.
В нем заложена его цель – подготовка специалиста не только как профессионала, но и, прежде всего, как творческой личности, гуманиста и патриота.
-
Гуманизация (от лат. «humanus» – человечный, гуманный) есть совокупность философских, социологических, гносеологических, психологических и педагогических взглядов, определяющих цели и задачи высших учебных заведений в подготовке и совершенствовании будущего специалиста как субъекта и объекта общественных отношений, как целостного человека. Многообразие его профессиональных, интеллектуальных и социально-психологических качеств позволяют ему успешно решать задачи научно-технического и социального прогресса. Тем самым гуманизация выступает как теоретическая основа высшего образования.
-
В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». (Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.-М, 1990.-с. 21.).
Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
-
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности.
-
Теоретические основания проблемы гуманизации образования исторически складывались и совершенствовались в ХVI–ХVIII столетиях под плодотворным влиянием эпохи Возрождения, которую Маркс назвал величайшей из революций, какие до тех пор переживала Земля.
Впервые получили свое глубокое обоснование и воплощение идеи гуманизма, защиты чести и достоинства личности, ее всестороннего развития, гармонии личных и общественных интересов.
Гуманисты Возрождения объявили высшей ценностью личность человека.
-
Неоценимый вклад в развитие и обогащение этих основополагающих гуманистических идей в разное время вносили французские просветители, немецкие философы, русские революционные демократы и марксисты, виднейшие представители мировой и отечественной педагогики.
В прошлом недостаточно реализованные, их идеи сохраняют свою актуальность и для нашего времени, пребывающего в орбите мировой гуманистики и философско-педагогической мысли и крайне нуждающегося в дальнейшей творческой разработке проблем гуманизации.
-
- Гуманитаризация есть претворение в жизнь принципов гуманизации, учебно-практическая деятельность вузов по созданию материально-вещественных, организационно-экономических и духовно-психологических условий для разностороннего развития личности студента, воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей народа.
- Гуманитаризация обеспечивает взаимодействие и взаимопроникновение естественно-научного, технического и гуманитарного образования как целостной совокупности знаний о человеке, природе и обществе.
- Взаимодействие гуманизации и гуманитаризации отражает единство теории и практики.
-
Гуманизация высшего образования – проблема не региональная, а интернациональная, решаемая во многих цивилизованных странах и разрабатываемая в международных организациях.
В Уставе ЮНЕСКО образование рассматривается как цель поддержания справедливости, свободы и мира. Международная конференция по образованию (1995 г.) провозгласила своей главной целью формирование человека, ибо «человек – не экономический фактор, не простое орудие, средство достижения цели», – в нем самом заложена самостоятельная цель развития».
-
Философской основой гуманизации высшего образования является учение о гуманизме как одном из самых прогрессивных направлений общественной мысли, имеющем общечеловеческий характер и мировое значение. В «Декларации прав человека и гражданина», провозглашенной Национальным собранием Франции в 1789 году, естественными, священными и неотчуждаемыми правами человека были объявлены свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетателям.
-
Эти права приобрели всемирно-историческое значение и вошли в мировую историю как символы гуманизма и всестороннего развития личности, как осознание человеком самого себя, своих личных и общественных задач.
Гуманистический характер образования обусловлен насущными потребностями человека в получении общих и специальных знаний, обеспечивающих его социализацию и профессионализацию.
Гуманизация и гуманитаризация высшего образования способствуют гуманизации общества во всех его структурах, отражают происходящие в нем процессы и испытывают их влияние.
-
Вузы выступают не только как учебные и научные центры, но и как мощные очаги духовной культуры, приобщения молодого поколения к ценностям культуры, их дальнейшего развития и распространения. В этом состоит одна из главных задач гуманитаризации высшего образования.
Этот путь указали и обосновали выдающиеся представители мировой педагогики. Все классическое наследие дидактики от Яна Коменского до наших дней пронизывает центральная идея – формирование в процессе обучения личности ее нравственного облика и самостоятельного мышления. Педагогическая система, как указывал Коменский, «должна способствовать созданию таких школ, которые станут истинными и живыми мастерскими людей, а образовывать человека есть искусство искусств». Таков был замысел его главного труда – «Великой дидактики».
-
Личностно-ориентированное обучение
Ориентация на личность в педагогической науке связана в первую очередь с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально, формулируются психологией (дающей ответ, например, на вопрос о характеристиках творческой деятельности, к которой предстоит приобщить школьника) и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание образования и методы обучения. (В. В. Краевский).
Личностно-ориентированное обучение
-
Ориентация на личность в практике означает, прежде всего смену стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и, как следствие, уважение к другим людям. Становление современной дидактической системы основано на социальном заказе – воспитать творческую, инициативную, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах.
-
Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.
.
-
Личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.
.
-
Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент.
.
-
В педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей учащихся и осуществления обучения на основе индивидуального подхода.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание педагога возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей студентов.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного обучения
-
Совокупность педагогических условий, обеспечивающих педагогическое взаимодействие, необходимое для реализации гуманно-личностного подхода в обучении:
1. на личностном уровне:
• ощущение учащимся безопасности и тепла отношений с преподавателем; • активная позиция обучающего в учении; • высокий уровень самостоятельности учащихся; • свободный выбор студентами содержания, методов и форм обучения; • приоритет самооценки перед внешним контролем учения.
-
Совокупность педагогических условий, обеспечивающих педагогическое взаимодействие, необходимое для реализации гуманно-личностного подхода в обучении:
2. на уровне сознаний:
• ценностно-смысловое содержание обучения; • личностная ориентация образовательного процесса; • рефлексия своей деятельности и её результатов; • осмысление путей достижения поставленных задач.
-
Совокупность педагогических условий, обеспечивающих педагогическое взаимодействие, необходимое для реализации гуманно-личностного подхода в обучении:
3. на практическом уровне:
• сотрудничество как ведущий принцип образовательного процесса; • интеграция различных форм обучения (индивидуальной и групповой); • целостность изучаемого материала; • эмоциональность образовательного процесса; • нравственная направленность учения.
-
Заключение
Итак, развивающее обучение — это главным образом теоретические знания, которые благодаря методу коллективной дискуссии (совместной деятельности преподавателя и студентов) обеспечивают развитие интеллекта, умственных способностей студентов.
Конечным продуктом развивающего обучения может быть наряду с умственным развитием и развитие нравственное как образование у обучаемых новых «личных смыслов жизни», новых мотивов и потребностей, что будет свидетельством воспитывающего характера этого обучения.
И, наконец, преподавание психологии в вузе не должно быть ни чем иным, как развивающим обучением
-
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию личности учащегося. Гуманизация требует изменения отношений в системе «преподаватель - учащийся» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.
-
Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
-
Литература
1. Э.Ш. Камалдинова «Развивающее обучение в современном вузе» Журнал «Знание. Понимание. Умение.» 2006 — No1 2. Беляева А. Информационное взаимодействие — фактор личностного развития // Высшее образование в России. 2005. No7 3. Фонина Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия.Ростовн/Д: "Феникс". 2002. с.384 - 412. 4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград. 1994. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 6. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М., 1996. 7. Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика. 1995. № 8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М., Педагогика, 1989 г.
-
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.