Содержание
-
Досуговая деятельность, как одна из форм воспитательного процесса.
-
“Уметь с умом распорядиться досугом-высшая ступень цивилизованности” (Б.Рассел)
-
ДОСУГ
Досуг — Свободное время (досуг) обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Досуговая деятельность(ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА), внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
-
Досуг ребёнка – это мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребёнка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация.
-
Досуг – это школа поддержки, одобрения любого ребёнка.
Пропаганда здорового образа жизни; Интеллектуальное воспитание; Патриотическое воспитание; Нравственное воспитание; Правовое воспитание;
-
Основные компоненты воспитательного процесса
На основании системного подхода можно выделить процессуальную структуру воспитательного процесса (любого педагогического процесса). В самом широком плане эта структура включает в себя цель, принципы, содержание, средства, формы, методы и результат. Ниже представлено схематическое изображение этого процесса с расшифровкой содержания компонентов применительно к воспитательному компоненту педагогической системы. Цель – содержание – форма – методы, технологии, методики – результат
-
Сущность воспитательного процесса.
Значение воспитательного процесса состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки
-
Главные моменты
- анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников; - оптимальность применяемых форм и методов; - реализация поставленных целей; - отношения воспитателя и воспитанников; - профессионализм педагога-воспитателя.
-
Цель и задачи воспитательного процесса в школе
формирование гармоничного развитой личности адаптированной к условиям реальной жизни, личности, способности самостоятельно строить жизнь, достойную человека.
-
1. Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем. 2. Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательном учреждением, в деятельности творческих и общественных идей. 3. Укрепление здоровья ребёнка средствами физической культуры и спорта. 4. Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности. 5. Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма. 6. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в самоуправлении школой
-
Принципы воспитательной работы:
Личностно ориентированные принципы. Культурно-ориентированные принципы. Деятельно - ориентированные принципы. Школа-часть образовательной и внешней среды.
-
-
Методы воспитания
Ме́тод -путьисследования или познания систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным одним педагогом или группой , научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества.
-
Приём воспитания или обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
-
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3.Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала); - Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; - Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности
-
Форма воспитательного процесса
Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприятия .Практика показывает, что сегодня используются различные организационные формы. Среди них особая роль принадлежит массовым формам, что объясняется их высокой эффективностью.
-
Классификация форм воспитательной работы
История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Самая распространенная классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой и Е. В. Титовой – это мероприятие, дело, игра. Такие ученые как И.П. Иванов, И Подласов, Н.Е. Щуркова выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра. М.П. Осиповой в своей работе опирается на следующую классификацию: - воспитательное мероприятие; - коллективное творческое дело; - праздник; - игра; - клубный час.
-
Классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:
1) по количеству участников: массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа); 2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные(дискотека), 3)по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела);4) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия).
-
Формы коллективной творческой деятельности.
Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые. Большинство современных воспитательных систем использует групповые формы воспитания, отличающиеся достаточной эффективностью и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.Групповая форма организации воспитания получила название коллективной.
-
Внеклассные формы работы — организованные и целенаправленные мероприятия, проводимые школой во внеучебное время для решения воспитательных задач (культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, праздников, встреч с интересными людьми и пр.).Внешкольные формы работы — образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительские массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях (станциях юного техника, юного натуралиста, центрах технического творчества, домах творчества и т. д.).
-
Классный час как одна из главных форм воспитания в школе.
это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.
-
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса (отдельных школьников, школьного коллектива, педагогического процесса целиком) в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.
-
Виды диагностики
- наблюдение; - беседа; - тестирование; - ранжирование; - социометрия; - тест; - анкета; - ролевая игра; - сочинение и др.
-
Основная цель диагностики в 5 – 6 классах:
определение уровня воспитанности учащихся; - выявление интересов и склонностей; - уровень любознательности и кругозора, характер его поведения; - уровень ответственности к порученному делу и результату своей деятельности.
-
Основная цель диагностики в 7 – 9классах
- корректировка воспитания учащихся; - определение типов темперамента; - выявление уровня развития внимания, памяти, мышления; - определение уровня развития творческих способностей учащихся выявление мотивов учения и уровня осознанности; - степень сформированности индивидуальных свойств личности; - выявление уровней подготовки к выбору профессии.
-
План работы
Это методика построения любого плана любой работы – от годового или пятилетнего плана до разработки отдельной акции. Она применима для любого воспитателя( классного руководителя). И совсем не так сложна, как может показаться на первый взгляд.
-
Сущность и значение планирования
Планирование работы – одна из ведущих функций воспитателя. План – основа всей деятельности воспитателя , направленная на определение перспективных и текущих целей и задач и их выполнение. Основной целью планирования является определение оптимального соотношения времени, труда, затрат и качества выполнения задач, целей, а также максимальная мобилизация для этого всех необходимых ресурсов. План работы определяет: · цели, задачи и основные направления деятельности; · тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы воспитателя в целом или данного направления; · объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей.
-
Требования к планированию
постановка целей и задач. Они должны бытьконкретными, измеримыми, ориентированными во времени, достижимыми.
-
Предназначение плана
упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
-
Функции плана
направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности; прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия; координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать; контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога; репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
-
Требования к плану.
1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании. 2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации. 3) План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей. 4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает:
-
а) создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; б) отражение основных событий страны в жизни коллектива; в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды, 5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает: а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей; 6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности; в) включение школьников в разные виды деятельности; г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей. 6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе;
-
7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе. 8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива. 9) Реальность и разумная насыщенность плана.
-
Этапы планирования
— составление педагогами проекта плана (его контуров); — коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей); — внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы
-
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать
результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа; воспитательные и организационно-педагогические задачи; материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе; передовой опыт страны, села(района), школы; возможности родителей, общественности; воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; традиционные праздники учебного года; события, факты, связанные с жизнью страны, города, села; события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей
-
Основные педагогические принципы
Люби детей! Защищай их любовью и правдой! Не навреди! Ищи в КАЖДОМ ребёнке хорошее. Учи детей думать и любить. Ни дня без новизны! Учи и воспитывай опираясь на природу ученика! Настрой добротворчества в каждом школьном дне! Учи ребёнка видеть боль другого, учи защищать других от тревог, несчастий!
-
Есть такая опасная вещь –лень души. Педагог загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть –выбрось её, не дай прорасти дурманом. Лень души- это равнодушие к судьбе ребёнка.
-
Улыбнись, тебе очень идет твоя улыбка. Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся. И вмиг освобождаемся от горестей любых.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.