Содержание
-
Древнерусское храмовое изобразительное искусствоXI-XV века
Ознакомление с предметом на иллюстративном материале Полный вариант презентации доступен по ссылкеhttps://drive.google.com/file/d/0BzcknDJjf-YtREE5MmRsSDFMMTg/view?usp=sharing
-
Цель работы и ограничения
Цель: Дать зрительный образ древнерусского храмового изобразительного искусства на иллюстративном материале. Ограничения: Предметом рассмотрения является только храмовое изобразительное искусство: иконопись, фреска, мозаика. Взяты дотатарский период (XI-XIII вв.) и время расцвета русской иконописи (кон. XIV-XV вв.). Рассмотрение последующих периодов может быть темой другой работы. Не ставится задача исчерпывающе показать содержание того или иного периода. Даны лишь наиболее ярко характеризующие его ключевые образцы. Некоторые явления, важные для понимания эпохи, лишь называются, но не описываются подробно.
-
Дотатарский период: XI-XIII вв.
Мозаики Софии Киевской (1040-е годы) Созданы приглашёнными греками. У древнерусского высокого (не народного) искусства греческие истоки.
-
Мозаики Софии Киевской: Евхаристия
Центр композиции: Христос причащает Апостолов Телом и Кровью
-
Левая сторона: причащение Апостолов Телом Христовым
-
Правая сторона: причащение Апостолов Кровью Христовой
-
Мозаики Софии Киевской
Богоматерь Оранта «Нерушимая Стена» Архангел
-
Благовещение: Архангел Гавриил сообщает Марии о рождении от неё Спасителя Иоанн Златоуст
-
Владимирская икона
Написана греками; в нач. XII в. привезена на Русь. Явилась образцом для многих русских икон Богоматери.
-
Спас Нерукотворный
XII в.
-
Ангел Златые власы
Около 1218 г. «Оранта» означает «молящаяся» Оранта Ярославская Архангел Гавриил. 2-я половина XII в.
-
Никола Липенский
1294 г. Первые десятилетия ига стилистически принадлежат дотатар-скому периоду.Плотная сочная живопись с тонкой проработкой деталей.
-
Обновление русской иконописи: XIV-XV вв.
Новые тенденции в иконописи имеют своим истоком греческое Возрождение Палеологов, а также 2-е южнославянское влияние. На Руси, вместе с тем, происходит восстановление общежи-тельного монашества и расцвет монашеского движения. Не рассматривается новгородская школа иконописи как носительница других художественных тенденций. Феофан Грек Андрей Рублёв и Даниил Чёрный Дионисий
-
Феофан Грек
Троица. Гостеприимство Авраамово. Христос Вседержитель. Фреска в куполе Росписи церкви Спаса на Ильине. 1378 г.
-
Преображение. Ок. 1403 г. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г.
-
Андрей Рублёв и Даниил Чёрный
Апостол Павел Даниил Чёрный Архангел Михаил Андрей Рублёв Звенигородский чин. Ок. 1394 г. Спас Андрей Рублёв
-
Звенигородский чин. Лики
-
Иконостас Благовещенского собора. 1406 г.
Деисисный ряд. Это первый из известных ростовы́х деисисов на Руси.Кроме Андрея и Даниила, возможно, участвовали Прохор с Городца и Феофан Грек.
-
Апостол Павел Арх. Михаил Спас Богоматерь Предтеча Арх. Гавриил Апостол Петр Василий Великий Георгий Победоносец Иоанн Златоуст Димитрий Солунский Деисисный ряд. Лики
-
Благовещение Рождество Христово Праздничный ряд
-
Преображение Вход в Иерусалим Праздничный ряд
-
Распятие Положение во гроб Праздничный ряд
-
Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408г.
Спас в силах Богоматерь Деисисный ряд. Совместная работа Андрея и Даниила Предтеча
-
ИконостасУспенского собора во Владимире. 1408г.
Богоматерь Предтеча Деисисный ряд. Лики
-
Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408г.
Арх. Михаил Ап. Петр Деисисный ряд Ап. Павел Арх. Гавриил
-
Ап. Иоанн Григорий Богослов Деисисный ряд Иоанн Златоуст Ап. Андрей
-
Благовещение Праздничный ряд Сретение
-
Сошествие во ад Праздничный ряд Вознесение
-
Фрески Успенского собора во Владимире. 1408-1410гг.
Фрески созданы Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным совместно несколько позже, чем иконостас собора. На западной стене композиция последнего Суда. Ангел, свивающий небо, и ангел трубящий — образы последнего Суда из Нового Завета.
-
Христос во славе. Судия Праведный Символы четырех царств
-
Апостолы и ангелы
-
Евангелист Матфей Евангелист Лука
-
Ангел Иоанн Богослов
-
Авраам, Исаак и Иаков в раю
-
Шествие праведных. Апостолы
-
Шествие праведных.Святители
-
Андрей Рублёв. Троица
Иконография Троицы Ветхоза-ветной развилась из иконографии гостеприимства Авраамова. Фигу-ры Авраама и Сарры, бытовые детали исчезли. Остались лишь странники-Ангелы, таинственно изображающие Самого Бога-Троицу. Первые троичные иконы такого типа появились на горе Афон в XIV веке. Средний Ангел неявно изо-бражает второе Лицо Троицы: Бога Сына. Обратите внимание на его одежду, повторяющую исторически известное одеяние Христа; а также на то, что средний Ангел как бы помещён в чашу, образуемую первым и третьим Ангелами. Это — намёк на жертвенное служение Христа.
-
Фрагмент: средний Ангел Предполагается, что икона написана для Троицкого собора Троицкого Сергиева монастыря по просьбе его настоятеля Никона в память о его учителе Сергии Радонежском.
-
Дионисий
Распятие «О Тебе радуется»
-
Фрески Ферапонтова монастыря. 1502 г.
Никола
-
Богоматерь с Младенцем
-
«О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.