Содержание
-
Формирование смыслового чтения –необходимое условие развития метапредметныхкомпетенций.Подготовила –Бабасюк Е.В. ,учительрусского языка и литературы. Багратионовск 2019 г.
-
-
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
-
Актуальность вопроса
Без овладения смысловым чтением проблематичным становится дальнейшее образование и самообразование . Данное умение выходит далеко за рамки образовательного процесса в школе, т.к.отсутствие навыка смыслового чтения порождает безоговорочное доверие людей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.
-
Сформированность навыка смыслового чтения у российских школьников.
Анализ результатов международных тестирований(результаты России в турнирной таблице из 65 стран – участниц оказались статистически ниже среднего балла: 41 – 44 место/2010г.)показывает, что пока отечественная система обучения не обеспечивает отвечающую современным мировым требованиям достаточную готовность школьников к жизни в постиндустриальном информационном обществе.
-
При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений. Но ещё более парадоксальным стало невнимательное отношение к формулировкам самих заданий, что приводило учеников к выполнению какого-то “своего задания”. Таким образом, очевидным стал факт несформированности смыслового чтения у выпускников.
-
Пути решения проблемы
На данный момент это введение новой формы экзамена, в частности устное собеседование по русскому языку, куда входит -чтение текста; -пересказ текста.
-
« Подводные камни»
Существует стереотип: вдумчиво читать текст должны учить на уроках литературы. Следствием такого понимания являются проблемы: 1.Выпускники не умеют читать учебные и научно- популярные тексты; не умеют выделять главную мысль; не умеют соотносить прочитанное со своим личным опытом; чтение механическое. 2.Проблемы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Преодолеть их можно только в случае , если формированию смыслового чтения будет уделяться должное внимание на всех предметах школьного курса!
-
Что делать ???
Осмыслив важность проблемы, уделять время формированию смыслового чтения на каждом уроке в рамках всех учебных дисциплин.
-
Как это сделать?
Ответьте на вопросы: 1.Как часто на уроках вы используете данные методы: -чтение текста вслух с контролем его понимания; -пересказ знакомого текста; -пересказ самостоятельно прочитанного текста на уроке; 2.Дайте оценку достаточности проводимой работы: -применяю все формы регулярно; -применяю все формы нерегулярно; -применяю не все формы нерегулярно.
-
Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения.
Какие основные этапы нельзя пропускать? 1. Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов). Читающий зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?».
-
Существующая в школе практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
-
2Работа с ключевыми словами. Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
-
3.Использование на уроке разных виды чтения:
- ознакомительного чтения (просмотровое чтение) /основная идея/. изучающее (аналитическое) чтение- полное содержание). поискового чтения( ответ на вопрос)
-
-
Прием «Усовершенствование учебника» Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Данные задания носят творческий характер. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе нетекстовых ситуаций.. Учащимся предлагается обратить внимание на рисунки учебника и предложить свой (более полный) вариант иллюстраций к данной теме.
-
Прием «Инфо – карусель» . Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа. Пример «Инфо – карусели» представлен в схеме 2.
-
Прием «Гипертекст. Текст разбивается на крупные смысловые блоки по отдельным частям темы, с которыми на уроке работают разные ученики. Структурирование гипертекста (деление на смысловые части и выделение основных мыслей) проводит сам ученик.
-
Прием «Пять предложений» – помогает кратко сформулировать основные идеи по определенной теме. Можно использовать как домашнее задание или для его проверки, а также для закрепления нового материала. Текст предлагается преобразовать в пять тезисов: тезис 1 – введение (поясняет, о чем идет речь в тексте; составляется в виде общей фразы, часто с использованием названия статьи); тезис 2 – раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте (более узкий контекст, более конкретный круг вопросов); тезис 3 – может быть в виде вопроса или призыва (заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна); тезис 4 – новый аргумент (повторяться нежелательно) в пользу значимости изучаемой проблемы или ответ на вопрос, поставленный в тезисе 3; тезис 5 – заключение (подведение итогов задания).
-
Из методической копилки.
Приемы, ориентированные на формат ОГЭ: -выраз. чтение, пересказ под аудиозапись( с послед. анализом); Самопроверка и взаимопроверка(оценивание речевых, орфоэпических, грамматических ошибок в процессе ответа) « я учитель» ( индивид. сообщение); Составление плана ответа( время подготовки 2 минуты); Пересказ под аудиозапись ( с анализом микротем); « полный ответ»; Описание фотографии /иллюстраций( 10 предложений) 4
-
Подводя итог…
Принцип-работает ученик. Учитель организует работу. Задача-увеличить общее время чтения /говорения отдельного ученика в течение учебного дня. Условие-осознание важности работы с текстом учителем и учеником.
-
Успехов в работе! Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.