Содержание
-
Гражданская идентичность как базовая ценность
Творческая лаборатория учителей русского языка и литературы Мордань Н.Ю. и Погореловой Е.Н.
-
«Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»К.Д.Ушинский
-
Основные ориентиры в оценке качества результативности современной школы
традиционные знания, умения и навыки (например: закон Ньютона, правила правописания, алгоритм решения задач и т.п.); надпредметные понятия (например: Родина, совесть, любовь; а также другого рода понятия: знак, деятельность, миф. Их формирование обеспечивается успешнее всего через внеклассную работу и внеурочные виды образовательной деятельности); ключевые компетентности (социальные, правовые, экономические, информационные и другие); общественно-значимый социальный опыт (волонтерство, участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности или прямого обучения, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству).
-
Показатели сформированности надпредметных понятий
уровень сформированности нравственной культуры; уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности; уровень развития патриотических чувств; уровень сформированности толерантности.
-
Гражданская идентичность – что это такое?
Гражданская идентичность (также государственно-гражданская идентичность) — индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.
-
Гражданская идентичность как важнейший конституирующий элемент гражданской общности
Формирование гражданской идентичности - ключевая задача образования в социокультурной модернизации России. Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
-
Структурные компоненты формирования гражданской идентичности
- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах; - эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения; - ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества; - поведенческий – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
-
Воспитательные задачи:
- формировать осознание учащимися своей жизни как части истории, создавать потребность личной причастности к судьбе родины; - развивать коммуникативные умения и навыки подростков; - развивать социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности; - формировать способность самовыражения и самоутверждения школьников, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; - осваивать ролевые позиции «гражданин» и «патриот» в структуре общественных и межличностных отношений; - формировать навыки уверенного поведения; - формировать навыки конструктивной или созидательной критики; - формировать умение противостоять манипулятивному воздействию.
-
Организационно-педагогические задачи:
- создание условий для гражданской идентификации; - ознакомление школьников с культурно-историческим наследием страны; - стимулирование ценностного осмысления и осознания личной значимости событий истории своей родины; - включение в социально значимую, в том числе, проектную деятельность, способствующую воспитанию гражданского долга, социальной ответственности, толерантности; - стимулирование и педагогическая поддержка гражданской активности школьников в соответствующих возрасту видах деятельности.
-
Подходы к воспитанию гражданской идентичности
рефлексивно-деятельностный; субъектно-ориентированный; социокультурный; гендерный; аксиологический; интегративный; развивающий; вариативный.
-
Рефлексивно-деятельностный подход
В его основе лежит педагогическая рефлексия как анализ субъектом собственного сознания и деятельности, побуждающий к саморазвитию, проявлению и развитию творческой индивидуальности и самостоятельности. Способы реализации: включение детей в анализ собственных действий, самооценку собственных достижений и достижений других людей; постановка вопроса перед ребенком («Зачем ты это делаешь? Что это тебе даст?» и т.п.); анализ жизненных ситуаций; стимулирование потребности к приобретению нового опыта с опорой на личностный смысл восприятия информации (знаний) и способов деятельности.
-
Субъектно-ориентированный подход
Опора на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий. В центре - самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса образования. Цель субъектно-ориентированного образования и воспитания состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытной личности, способной к социализации.
-
Субъектно-ориентированный подход
Способы реализации: учет индивидуальных особенностей, целей каждого ребенка; включение ребенка в решение индивидуальных проблем; исключение навязывания и давления; оказание ненавязчивой психолого-педагогической поддержки в трудных ситуациях; выстраивание индивидуальной траектории развития; включение ребенка в определение личных целей при организации жизни в коллективе и при организации деятельности; предоставление и обеспечение каждому ребенку возможности выразить свое мнение, высказать собственное суждение; создание условий для развития всех сущностных сфер индивидуальности ребенка; создание ситуаций выбора, личной ответственности за выбор; предоставление ребенку самостоятельности в принятии решений; развитие детского самоуправления.
-
Социокультурный подход
Рассмотрение личности ребенка как носителя культуры, как совокупности социально-педагогического опыта человечества, культуры нравственной и духовной, мировой и отечественной культуры знания и мышления, творчества и общения; воспитание патриотизма, гражданственности. Способы реализации : учет духовно-нравственных норм, народных традиций и культурного наследия; общественных событий в деятельности коллектива, национальной принадлежности детей при организации деятельности в коллективе и взаимодействии с конкретным ребенком; изучение истории родной семьи, города, страны; изучение культурно-исторического прошлого своей родины.
-
Гендерный подход
Учет особенностей пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек. Способы реализации: учет психофизиологических и полоролевых различий при организации деятельности; создание ситуаций выбора деятельности, путей и способов ее реализации; формирование нравственных образцов и моделей поведения в различных жизненных ситуациях; создание условий для личностного и профессионального самоопределения; проектирование индивидуально-ориентированных стратегий гендерного воспитания.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)
Базовые национальные ценности: любовь к России, к своему народу, служение Отечеству; понятие о правовом государстве, гражданском обществе; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; соблюдение правопорядка; межэтнического мира; свобода и ответственность; доверие к людям. представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны, о символах государства – Флаге, Гербе, гимне России, представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении города, школы и т.п.;
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
представления о правах и об обязанностях гражданина России, жителя города, школьника; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; представления о народах России, об их общей исторической судьбе; представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; представления о правилах поведения в семье, школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе; умение отвечать за свои поступки; отрицательное отношение к нарушениям порядка, к невыполнению человеком своих обязанностей как семьянина, труженика, гражданина.
-
Виды деятельности в рамках воспитания гражданской идентичности
информационно-образовательная (использование разнообразных источников информации с целью повышения культурного и образовательного уровня воспитанников); поисково-исследовательская (совершенствование навыков работы с информацией (собирать, обобщать, группировать, анализировать, делать выводы) для формирования умения принимать социально-значимые продуктивные решения; экскурсионная (формирует активную позицию в пропаганде социально значимой информации, коммуникативные умения); трудовая (приобщает детей к преобразованию окружающей среды, формирует важные для жизни умения и навыки, готовит к сознательному выбору профессии); экологическая (формируют потребность бережно относиться к окружающей среде); оздоровительная (способствует формированию установки на здоровый образ жизни, развивает способность осознанно сохранять и укреплять здоровье).
-
Факторы формирования гражданской идентичности
- общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; - самоназвание гражданской общности; - общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; - общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; - переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.
-
Набор качеств, характеризующий гражданскую идентичность
Гражданская идентичность представляет собой структурный компонент социальной идентичности и результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях. Гражданская идентичность является результатом соотнесения индивидом (группой) себя с обществом во всех социокультурных измерениях, следствием которого становится отождествление индивидом себя с государством, обществом, страной, формирование набора установок, критериев и параметров соотнесения себя с группами «своих» и «чужих».
-
Внеклассная работа как инструмент формирования гражданской идентичности личности
Демократизация школьной жизни и развитие самоуправления является основой формирования гражданственности и гражданской идентичности. Участие в органах школьного самоуправления предоставляет учащимся возможность на практике освоить основы управленческой деятельности, умение отстаивать собственные интересы и защищать интересы других. Практика деятельности управления учащимися в единстве решения задач анализа, целеполагания, планирования, принятия управленческих решений, организации их исполнения, контроля, коррекции и оценки результатов управления, выступает основой формирования гражданской идентичности личности и ее социальной компетентности.
-
Методики для диагностики гражданской идентичности учащихся
Выделяют три главных вида направленности личности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, направленность «на себя» означает стремление быть здоровым, жить весело, развлекаться, «на объект» - наличие интересного дела, увлеченность занятием, «на других людей» - желание помочь окружающим, наличие друзей. Возможен и другой подход: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.
-
Внеучебная деятельность Учебная деятельность ученик – гражданин-патриот Проектная и исследовательская деятельность Преподавание социальных дисциплин Формирование правовых Знаний. Неделя права Уроки гуманитарного цикла Элективные курсы и спецкурсы Воспитание на боевых и культурных традициях народа Проведение классных часов Ученическое самоуправление Музейная педагогика: музеи Москвы, школьные музеи Участие в конкурсах
-
Музей МЧС Классный час «Толерантность» Кросс «Золотая осень» и встреча с участником Олимпиады Фестиваль науки в МГУ Классный час «10 лет трагедии в Беслане»
-
Классный час «Битве под Москвой посвящается…» Участие в проекте «9 дней одного года» Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны Участие в акции «Рассвет Победы»
-
-
-
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины, переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. Толстой А. Н.
Если благодаря нашей работе по формированию гражданской идентичности учащиеся станут хоть немного добрее по отношению друг к другу и к окружающим их людям, если понятия «долг, честь, ответственность, порядочность, служение Отечеству» не останутся для них лишь фразами из книги, то учитель может считать свою задачу хотя бы отчасти выполненной.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.