Содержание
-
Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
-
Современный национальный воспитательный идеал - это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, ускоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
-
Базовые национальные ценности
основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях
-
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
-
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников Нравственный пример педагога; Социально-педагогическое партнерство Индивидуально-личностное развитие Интеграция программ духовно-нравственного воспитания Социальная востребованность воспитания
-
Духовно-нравственное развитие личности —
осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом
-
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России —
педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Духовность– это «собственно человеческое в человеке», то, что придает жизни человека высший смысл
-
Духовное воспитание -
единство четырех «граней» - обращенность человека к ценностям, обращенность человека к культуре, самому себе, к Другому В основе духовноговоспитания лежит смыслотворческая деятельность, которую можно с полным основанием назвать деятельностью духовной
-
Нравственность -
правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение
-
Сущность нравственности является предметом этики В число категорий этики входят такие понятия, как добро, зло, честь, справедливость, долг, совесть, естественные права, свобода, достоинство, наказание и др.
-
Нравственное воспитание – это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагающий становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
-
Воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию.
-
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования содержит шесть разделов.
-
Первые два раздела «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на ступень начального общего образования
-
В третьем разделе «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
-
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; • воспитание нравственных чувств и этического сознания; • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
-
Четвёртый раздел «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» включает характеристику современных особенностей развития и воспитания обучающихся, раскрывает основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. В этом разделе конкретизируются и систематизируются по основным направлениям общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом их возраста, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.
-
Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает: основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.
-
В шестом разделе «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся на ступени начального общего образования по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.
-
Основная педагогическая цель -
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России Задачи: в области формирования личностной культуры; в области формирования социальной культуры; в области формирования семейной культуры
-
Принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания
-
общеобразовательные дисциплины произведения искусства периодическая литература духовная культура и фольклор народов России истории, традиции, современная жизнь своей Родины, своего края, своей семьи жизненный опыт родителей (законных представителей) и прародителей общественно полезная и личностно значимая деятельность в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик
-
Виды жизнедеятельности
Общение Познание Предметно-практическая деятельность Духовно-практическая деятельность Спорт игра
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-
• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение; • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; • уважение к защитникам Родины; • умение отвечать за свои поступки; • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; • различение хороших и плохих поступков; • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
• бережное, гуманное отношение ко всему живому; • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; • уважение к труду и творчеству старших и сверстников; • элементарные представления об основных профессиях; • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-
• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; • умение соблюдать порядок на рабочем месте; • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; • ценностное отношение к природе и всем формам жизни; • элементарный опыт природоохранительной деятельности; • бережное отношение к растениям и животным.
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• представления о душевной и физической красоте человека; • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; • интерес к занятиям художественным творчеством; • стремление к опрятному внешнему виду; • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
-
Образовательная программа «Нравственность» (Э.П. Козлов, М.И. Куликова, В.А. Дмитриев) Содержательные направления Нравственные представления младших школьников Простые правила нравственности Нравственные взаимоотношения детей Азбука нравственного поведения Этикет и правила хорошего тона Воспитание нравственных чувств
-
«Этическое образование в начальной школе» (И.А. Колесникова, И.И. Элиасберг) Система гуманистических нравственных ценностей Развитие представлений школьников о добре и зле Накопление учащимися опыта нравственного переживания и сопереживания Накопление опыта общения на гуманистической основе Накопление практического опыта добрых поступков Восприятие учащимися вежливости как доброго отношения к людям Приобретение школьниками навыков культурного поведения Разделы программы
-
Программа по этике для учащихся I – VIII классов общеобразовательных школ (А. Волович) Циклы «Культура общения» «Самовоспитание» «Общечеловеческие нормы нравственности» «Я и Другой» (1 класс), «Понять другого» (2 класс), «Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?» (3 класс)
-
Структура урока нравственности:
Ознакомительная часть (доходчивое объяснение понятия) Чтение сказки Беседа по вопросам
-
Программа «Азбука нравственности» для начальной школы (Э.П. Козлов, В.И. Петрова, И.С. Хомякова) для начальной школы Разделы системы уроков нравственности«Школьный этикет» «Правила общения» «О трудолюбии» «Культура внешнего вида» «Внешкольный этикет»
-
1 класс «Школьный этикет»
Нужны ли правила поведения? Зачем нужны правила поведения? Что мы знаем о правилах поведения в школе, дома, на улице? Всегда ли мы соблюдаем эти правила? Какие из правил для вас самые трудные?
-
2 класс «Школьный этикет»
Каковы наиболее простые правила поведения? Что такое школьная дисциплина? Какие существуют основные правила школьной дисциплины? Надо ли их соблюдать и почему?
-
3 класс «Школьный этикет»
Нужно ли заботиться о школе ученику? Как? Почему? Что такое взаимопомощь? Как увидеть, понять, что человек в ней нуждается? 4 класс «Школьный этикет» Нужно ли и почему нужно заботиться о младших? Как и в чем может выражаться эта забота? Умеем ли мы и хотим ли заботиться о младших?
-
Формирование мировоззрения Формирование умения делать нравственный выбор в процессе жизнедеятельности Реальные жизненные ситуации (активное взаимоотношение человека с людьми, животными, природой) Нравственное просвещение Самопознание
-
Схема нравственного просвещения:
Выделение нравственной стороны явления, события, деятельности, поведения Содержание мотивов поведения и направленности действий людей; противоречия, вызвавшие столкновение идей, поступков, возможности их разрешения Моральные последствия любого поступка для других людей, внимание к внутреннему миру человека
-
Этическая беседа
цикл классных часов по нравственному просвещению. Целесообразно спланировать проведение этических бесед на 3-4 года Вопросно-ответный способ привлечения школьников к обсуждению и анализу поступков и выработке нравственных оценок Логический стержень классного часа: постановка вопроса – в первой части; его решение – во второй, определение значимости решения – в третьей
-
Ситуационный подход
Ситуации встречи с прекрасным Ситуации встречи с трагическим Ситуации встречи с необычным Ситуации выбора Воспитательный результат -приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности
-
Эффект -
последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
-
Первый уровень результатов
Приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
-
Второй уровень результатов
Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
-
Третий уровень результатов
Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
ценностное отношение к природе первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства личный опыт участия в экологических инициативах, проектах
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.