Содержание
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
-
Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6-7 лет
-
Базовые параметры дошкольного периода:
Кризис возрастного развития Социальная ситуация развития личности Коммуникативная сфера Ведущая деятельность Возрастные психические новообразования Познавательная сфера Эмоционально-волевая сфера Потребностно-мотивационная сфера
-
Кризис трех лет (кризис «Я сам»)
Возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребенка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
-
Формирование нового захватывающего чувства «Я» - главное достижение кризиса трех лет. И именно с ним связаны все «прелести» этого периода. Почувствовав ребенок требует признания своей независимости и самостоятельности.
-
Суть кризиса трех лет
Ребенок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились считая, что он «вырос из них» Стремление к самостоятельности Происходят изменения аффективно-волевой сферы Изменяется отношение ребенка к себе и людям Перестраивается социальная позиция ребенка к авторитету матери и отца Ребенок хочет проявлять свою личность С одной стороны ребенок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой - к такой форме поведения он еще не готов.
-
Симптомы кризиса
Негативизм Упрямство Строптивость Обесценивание Своеволие Деспотизм Протест-бунт
-
Негативизм
Малыш стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей.
-
Упрямство
Малыш делает наперекор другим из-за того, что он так сказал и не желает менять своего решения.
-
Строптивость
Малыш бунтует против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
-
Обесценивание
Ребенок перестает ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и собственные переживания. Трехлетний ребенок может начать ругаться, ломать любимые игрушки, «закатывать» истерики.
-
Своеволие
Оно проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности – жизненно важная для трехлетних малышей.
-
Деспотизм
Ребенок заставляет делать родителей все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется, как ревность. Он чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком.
-
Протест-бунт
Проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер. Малыш находится в постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
-
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ.
-
Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё никоим образом недоступно, но он реализует себя в этом плане в комплексной игровой деятельности (в дошкольном возрасте очень распространёнными являются детские игры в разнообразные профессии).
-
Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства. — феномен «Я сам» . Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.
-
Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника — в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.
-
В дошкольном детстве постепенно изменяется место ребёнка в системе социальных отношений, развивается его способность к идентификации с людьми, с образами героев художественных произведений. Происходит усвоение ребёнком более сложных норм поведения, а также – различных новых форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он – индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
-
Дошкольный возраст – это период поступления ребёнка в детский сад. В этой связи происходит очень тесное взаимодействие и взаимообще́ние с воспитателем и другими детьми в детском саду. Система дошкольных воспитательных учреждений, в общем, и в целом, выступает в качестве первого (первичного) института социализации
-
Коммуникативная сфера
Значительное место в жизни дошкольников занимает их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте, впервые, социальное внимание детей начинает планомерно переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению со сверстниками существеннейшим образом увеличивается.
-
Дети в 3-4 года достаточно легко меняют свои привязанности к тем или иным сверстникам.
-
Дети 4-5 лет уже более привязчивы к некоторым из своих сверстников. Дети 5-6, 6-7 лет выказывают довольно устойчивое желание общаться с определёнными сверстниками и проявляют к ним некоторую индивидуальную привязанность.
-
Развивается и социальная дифференциация «внутри» детских дошкольных групп: в группах дошкольников появляются дети-лидеры, которые умеют организовать игровую деятельность детей-сверстников и привлекают к себе их эмоциональные симпатии. Выделение детей-«звёзд» , «предпочитаемых» детей, «незамечаемых» детей и «отверженных» детей, во внутригрупповой иерархии, – являются важными показателями социально-психологического развития личности дошкольника.
-
В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей дошкольного возраста, становящаяся, со временем, всё более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребёнок-дошкольник точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие. По убеждению подавляющего большинства широко известных возрастных психологов, активная социализация детей происходит уже в детском саду, в процессе общения с воспитателями и сверстниками.
-
Ведущая деятельность
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игровая деятельность. Игровая деятельность представлена, в основном, в виде сюжетно-ролевой игры, формирующейся в младшем дошкольном возрасте и игры-драматизации, развивающейся уже в старшем дошкольном возрасте.
-
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
-
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают к новой, более высокой стадии развития.
-
Основные возрастные психические новообразования дошкольного возраста:
новая внутренняя психосоциальная личностная позиция; иерархиза́ция (соподчинение) и социально-психологическое усложнение системы мотивов; формирование социально ориентированной самооценки; формирование развитого самосознания.
-
У детей дошкольного возраста формируется новая личностная позиция. В области морального и нравственного развития, в дошкольном возрасте происходит формирование Су́пер-Э́го (Сверх – Я), становящегося внутренней этической инстанцией, включающей систему моральных образцов поведения, развивающихся на базе требований к ребёнку со стороны взрослых. Ребёнок поступательно становится субъектом моральной саморегуля́ции. Значимым условием этого является усвоение общественных моральных образцов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.