Содержание
-
Игры и игровые упражнения для развития речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи
Выполнил учитель-логопед Поротикова Людмила Васильевна
-
Актуальность
Дошкольный возраст – это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и познании. Активизация коммуникативно-речевой сферы ребенка создает необходимые условия для полноценной жизнедеятельности, развития его способностей, успешного овладения бытовыми, игровыми, учебными умениями и навыками. Успешная социальная адаптация напрямую зависит от уровня развития речемыслительных операций, обеспечивающих развертывание мысли во внешнюю речь. Общество нуждается в активных, конкурентно способных, творческих людях. Вместе с тем, растет количество детей, имеющих речевые нарушения и нейропсихологические проблемы, что приводит к затруднениям в школьном обучении и социальной адаптации.
-
Развитие речемыслительной деятельности
Речевое развитие и мышление в дошкольном возрасте являются взаимосвязанным и взаимообусловленным процессом, на что указывали исследования как в области психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.), так и детской речи (Р.Г.Левина, Т.Б.Филичева, С.Н.Цейтлин) «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого» К.И. Чуковский
-
Игра – ведущая форма деятельности
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность» В.А.Сухомлинский
-
Дети с нарушениями речи
Исследователи отмечают, что ОНР влияет на развитие памяти: снижена продуктивность запоминания при сохранных смысловой и логической памяти. Заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания. Дети с ОНР часто забывают сложные инструкции, меняют последовательность в заданиях. При описании предметов или картин часто повторяются, при пересказе допускают ошибки в логической последовательности событий, теряют действующих лиц.
-
Разные слова
Игры со словами не только увеличивают словарный запас ребенка, тренируют способность легко находить нужные слова, но и помогают увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, развивают наблюдательность и умение познавать многоплановую сущность окружающей действительности
-
Разные слова«Подбор прилагательных»«Что бывает?»(зеленым, грустным, колючим)«Узнавание», «Цепочка слов», «Кто что делает?», «Добавление» (пропущенных слов, распространение предложений), «Фильм»
-
Сравнение
Игры на сравнение обогащают словарный запас, развивают наблюдательность, внимание, формируют умение словесно оформлять результаты «Летает – не летает», «Съедобное –несъедобное», «Растет – не растет» , «Общее и особенное» (птица и самолет, девочка и кукла, лампа и солнце), «Скажи наоборот»
-
Все наоборот
Дети называют наоборот не только свойство, но и предмет, обладающий этим свойством: Быстрый - гепард, медленный – черепаха, сладкий –банан, горький – перец… «Последовательность картинок» Например, летящая птица и гнездо с птенцами
-
-
Классификация
Игры на классификацию воспитывают речевую активность, самостоятельность мышления, его гибкость и подвижность, показывают многогранность и неоднозначность каждого предмета, его связей и отношений с другими. Один и тот же предмет может оказаться в различных группах, в зависимости от того, какой признак является определяющим. Например, транспорт можно разделить на воздушный, водный, наземный, подземный ; на грузовой, пассажирский, специальный
-
Классификация
-
Игры с сериями сюжетных картин
-
Хитрые загадки
Петух, стоя на одной ноге, весит 4 кг. Сколько будет весить петух, когда встанет на обе ноги? По какому животному ходят люди и проезжают машины?
-
Анаграммы
Карета - ракета Банка - кабан
-
Метаграммы
Выпускает он фонтан, Дом его – весь океан. Одна буква изменилась – Сразу чудо приключилось, Вот лежит он на диване, Все усы его в сметане С«р» красивая, с шипами, Ароматна и пышна. С «к» – бодается, с рогами, Молоко дает она
-
Ребусы
-
Развитие речемыслительной деятельности через актуализацию образных представлений
Солнечным днем на клумбе распустились цветы
-
Развитие речемыслительной деятельности через актуализацию образных представлений
Над хвойным лесом Ночью пролетел самолет
-
Развитие речемыслительной деятельности через актуализацию образных представлений
Над цветами порхают бабочки
-
Результаты работы
-развитие объема слухоречевой памяти; -развитие речемыслительной деятельности; -стимулирование работы правого полушария и развитие межполушарных связей; -усвоение лексико-грамматических категорий; -развитие связной речи, логического мышления
-
Моя речь – моя судьба
Развивая речь, мы повышаем уровень интеллекта, совершенствуем речемыслительную деятельность. От того, насколько мы глубоко думаем, четко говорим, логично излагаем мысли, грамотно пишем, зависит наше будущее.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.