Содержание
-
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Алла Анатольевна Гамаюнова ГБОУ СОШ №270 г. Санкт-Петербург
-
Разработка информационных образовательных технологий является сложным процессом с соблюдением присущих для всякого проектирования требований и принципов.
-
научность: первичность психолого-педагогического и вторичность технического и программных компонентов разработки опора на мотивацию: акцентирование внимания на достижение и поддержание высокой мотивации; стремление к преимущественному достижению внутренней учебной мотивации; Основные принципы разработки ИТ
-
целенаправленность Постоянное соотнесение Результатов разработки с ближайшими и отдалёнными образовательными целями; открытость: возможность реализации любой педагогической технологии, концепции; лёгкость модернизации и переструктурирования; Основные принципы разработки ИТ
-
системность: Рассмотрение каждого объекта как единого целого, во всём многообразии его взаимосвязей с элементами надсистемы, подсистемы и окружающей средой; эффективность: Ориентация на достижение нового качественного уровня развития личности; Оптимальное использование возможностей информацонных образовательных технологий; Основные принципы разработки ИТ
-
Основные принципы разработки ИТ
практичность: постоянная обратная связь процесса разработки информационных технологий с результатами их практического использования ; профессионализм: создание творческих коллективов, включающих преподавателей различных учебных дисциплин, специалистов в областях психологии, педагогического проектирования, дизайна,программирования , ;
-
главная роль по созданию средств информационных образовательных технологий должна принадлежать преподавателям; руководящий состав ОУ должен возглавлять и обеспечивать информатизацию образования. Роль первого руководителя
-
КЛАССИФИКАЦИЯ, ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИОТ:
Анализ и систематизация основных подходов к разработке информационных образовательных технологий позволили принять следующую их классификацию :
-
По характеру выполняемых функций:
средства, обеспечивающие создание положительных учебных мотивов, помогающие в показе учебного материала; автоматизирующие и организационные функции преподавателя; средства, обеспечивающие составление и предъявление учебных заданий; контролирующие и обеспечивающие обратную связь и коррекцию, снимающие с обучающегося вспомогательную, рутинную часть его образовательной деятельности; комплексные средства, управляющие действиями обучающегося на всех этапах.
-
По степени полноты обучающих функций, возлагаемых на ЭВМ:
программы, выполняющие отдельные функции управления обучением; программы, реализующие законченный фрагмент обучения в целом; программы, производящие автоматизированное управление всем учебным курсом.
-
По особенностям взаимодействия обучающегося с ЭВМ:
недиалоговые программы, жёстко предписывающие последовательность действий; программы с различными типами диалога ( деловым, педагогическим и др.); диалоговые программы с возможностью постановки обучающимися задач по своему усмотрению.
-
По способу управления учебной деятельностью:
программы, осуществляющие разомкнутое или цикличное управление; программы, управляющие по принципу белого или чёрного ящика; программы с управлением по ответу или по процессу.
-
По уровням индивиализации образования:
средства, осуществляющие индивидуальное образование; средства, осуществляющие адаптивное образование; средства, осуществляющие индивидуализированное образование; программы для межличностного образовательного процесса (в сотрудничестве).
-
По форме представления учебного материала:
текстовая книга; статичная иллюстрированная книга ("в картинках"); книга с анимацией или со звуковым сопровождением; мультимедиа-книга (текст, звук, изображения, видеоклипы); гипермедиа-книга – мультимедиа-книга, использующая гипертекст с целью нелинейного представления знаний.
-
Основные требования к информационным образовательным технологиям
Всестороннее обоснование процесса разработки информационных образовательных технологий, позволило выработать основные требования ним, которые могут быть использованы как при разработке информационных образовательных технологий, так и при оценке их качества. Эти требования могут быть разделены на следующие основные группы:
-
Общесистемные требования:
Научность содержания: обеспечение возможности построения содержания образования с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности. Открытость: возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью.
-
Воспитывающий характер: информационное наполнение образовательной среды должно обеспечивать сочетание процессов обучения и воспитания. Креативность: обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы.
-
надёжность работы и системная целостность: техническая корректность; обеспечение адекватной реакции на любые ответы обучающихся. научная организация дизайна образовательной среды: обеспечение максимальной информативности при минимальной утомляемости обучающихся.
-
Методологические требования:
целенаправленость: обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях образования, степени достижения этих целей; обеспечение мотивации: стимулирование постоянной высокой мотивации обучающихся, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;
-
Методологические требования:
обеспечение обучения в сотрудничестве: программа должна моделировать совместную субъект-субъектную деятельность
-
обеспечение систематической обратной связи: обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию, достаточную для их устранения; обоснованность оценивания использование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку, в роли которых могут выступать: количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер допущенных ошибок .и т. д.;
-
педагогическая гибкость: программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой её точке; возможность возврата назад: при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий;
-
Требования к структуре и организационному построению:
структурная целостность: учебный материал должен быть представлен в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи осваиваемой учебной дисциплины; входной контроль: диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации образования, а также оказания требуемой первоначальной помощи;
-
индивидуализация образования: программа должна включать динамическую модель обучающегося, многоуровневую организацию учебного материала, банк заданий разного уровня трудности; наличие развитой системы помощи: система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и освоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучающегося;
-
наличие интеллектуального ядра: может быть обеспечено за счет экспертных систем или средств искусственного интеллекта, организующих систему анализа причин ошибок обучающегося; систему комментариев, помогающих обучающемуся понять свои ошибки и сделать правильные для себя выводы; возможность документирования хода образования и его результатов; наличие развитой поисковой системы, режимов "лупы", "автопоказа»; наличие специально отведённого места: для рефлексии обучающихся и возможности накопления результатов рефлексии; наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса. наличие блока контроля утомления обучающегося, блока релаксации: последний должен содержать тематически однородные небольшие "банки" шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т. д.
-
Используемые ресурсы:
http://www.tsput.ru/res/informat/aosit/Lection 1.htm Cовременные информационные технологии в образовании: Южный федеральный округ: материалы научно-практической конференции.Ростов-на-Дону,2011 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.-М.,ACADEMA,2003 Роберт, И.В. Информационные и коммуникативные технологии в системе образования: учебно-методическое пособие для педагогических вузов –М.,2006 Литвинова В.Е. «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов». Журнал «Методист» №1. 2013.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.