Содержание
-
Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Учитель математики МБОУ «Баратаевская СОШ» г. Ульяновск Быльнова Надежда Николаевна
-
ПЛАН
1 Понятие инновационной деятельности, признаки, причины, определяющие необходимость инноваций в образовании. 2 Проанализировать уровень инновационной деятельности педагогов , во-первых, с точки зрения понимания педагогами сути инновационной деятельности, во-вторых, с позиций требований современного образования 3. Выявить вопросы, которые интересны педагогам и которые помогут нам разобраться в некоторых аспектах инновационной деятельности.
-
Что же такое «Инновационная деятельность»?
М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан». Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.
-
Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет:
абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов) относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику) псевдоновизну(видимость новизны).
-
Основные признаки инновационной деятельности педагога
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах; - открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления; - культурно-эстетическая развитость и образованность; - готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; - развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения)
-
Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики; - усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;
-
Инновационный потенциал педагога представляет собой комплекс разнообразных компонентов
Технологический компонент - владение педагогов технологиями комплексной деятельности по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций. Креативный компонент - наличие у педагогов творческого подхода к своей профессиональной деятельности; Мотивационный компонент позволяет понять, какие основные мотивы движут педагогами в инновационной деятельности. Когнитивный компонент подразумевает наличие или отсутствие у субъектов реализации инноваций знаний о новшествах, которые будут вводиться в организации, когнитивных трудностей. Регулятивный компонент определяется как отношение субъекта инноваций к инициаторам нововведений, к способам создания и распространения инноваций. Эмоциональный компонент, эмоции могут способствовать восприятию инноваций или препятствовать им. Сложность организации инновационной деятельности усугубляется тем, что структура эмоциональных состояний индивида и их динамика глубоко. индивидуальны и поэтому очень разнообразны.
-
. Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность?
По назначению инновации в образовании можно условно разделить на: - общие (глобальные концепции современного образования: оптимизация УВП, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии); - частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в ОУ).
-
Методико-ориентированные инновационные процессы
- применение современных информационных технологий; - применение принципа интеграции содержания образования; - развивающее обучение; - дифференцированное обучение; - проектное обучение; - проблемное обучение; - программированное обучение; - модульное обучение
-
Проблемно ориентированные инновационные процессы
- осознавать свою личную и социальную значимость; - ставить перед собой цели самоактуализации, самоусложнения задач и проблем (обязательное условие творческого саморазвития конкурентоспособной личности); - адекватно воспринимать свободу и оправданный риск, что отражает ответственность личности в принятии решений; - максимально концентрировать свои способности для их реализации в наиболее подходящий момент (отсроченная победа).
-
Классификации инноваций
по масштабности: - федеральные; - региональные; - национально-региональные; - на уровне образовательного учреждения
-
по педагогической значимости: - обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.), не связанные между собой; - модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций); - системные. по происхождению: - модификационные, т.е. усовершенствованные; - комбинированные (присоединение к ранее известному нового компонента); - принципиально новые.
-
Причины затруднений.
- низкий уровень базовой подготовки учеников; - формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям; - отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой; - невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата
-
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является:
- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта; - создание позитивного имиджа учебного заведения, а дальше может быть и лидерская позиция школы на рынке образовательных услуг;
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.