Содержание
-
Инновационный подход к развитиютактильных ощущений у детей с патологией зрения
Составила воспитатель группы с нарушениями зрения детского сада компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения № 70 Ермолаева Ольга Михайловна
-
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский
-
Актуальность
Полагаясь на неполноценное зрение, дети не развивают осязание. Монокулярный характер зрения детей со зрительной патологией создаёт свои специфические трудности в правильном восприятии окружающей действительности. Поэтому, наиболее важной и актуальной проблемой педагогов специализированных дошкольных учреждений является формирование у детей с патологией зрения точных и реальных представлений об окружающем мире.
-
Цель - разработать систему дидактических игр и упражнений для развития тактильных ощущений у дошкольников , имеющих зрительные патологии.
-
Задачи:
подобрать и разработать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту и группы здоровья по зрению; систематизировать дидактические игры и упражнения; определить эффективные и специфичные для детей данной категории методы и приёмы; сформировать навыки тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников ; проанализировать результаты проведённой коррекционной работы. изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
-
Проблема
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. В связи с этим важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением и осязанием, правильно зрительно и тактильно выделять важные существенные признаки и свойства.
-
Восприятие незнакомых или малознакомых объектов педагог должен сопровождать словесным объяснением, в котором, характеризуя выделяемые признаки, он излагает или напоминает способы осязательного обследования. Действия детей контролируются педагогом. Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать с ним.
-
Для развития сохранных органов чувств детей следует включать их в различные виды деятельности, которые они могли бы сознательно
и с интересом выполнять.
-
Поскольку органом осязания, в основном, служат руки, моя работа, как педагога ,направлена на развитие чувствительности рук детей. При этом я придерживаюсь основных принципов организации коррекционно-педагогического процесса : - учет общих, специфических индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями зрения; - комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушениями зрения; - дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения, применяя методику индивидуального и подгруппового обучения; - систематическая работа по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушениями зрения. Вся коррекционная работа по развитию тактильных ощущений у детей проводится от простого с постепенным усложнением.
-
Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и окружающем мире, то есть везде, где необходимы навыки ручного труда.
-
С этой целью я использую на кружке «Умелые ручки» различные виды деятельности прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: - лепка из глины, пластилина, соленого теста; - аппликация из бумаги, ткани, природного материала, ваты, фольги; - ручной труд из ниток, материала разной фактуры и свойств; конструирование из бумаги (оригами); игры с песком.
-
Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения требует создания определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек.
В группе создана предметно-развивающая среда с учетом группы здоровья детей по зрению.
-
Многофункциональные коррекционные пособия «Теремок» и «Тактильные дорожки». Доступные и яркие, имеющие высокую развивающую возможность и технологичность способствуют развитию тактильных анализаторов, мелкой моторики, зрительного восприятия, познавательной активности, памяти, мышления.
.
-
Представленные мною дидактические пособия и созданные условия в группе, способствуют развитию тактильных ощущений детей с учётом их особенностей, помогают развивать ребенка интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта, т.е. способствует повышению остроты зрения у детей.
-
Таким образом, для полного, правильного и быстрого восприятия детьми с патологией зрения объективной действительности, необходимыми условиями являются взаимодействие зрения и осязания, а также разработка и использование наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно и визуально.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.