Презентация на тему "Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии"

Презентация: Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии" помогает устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение, строить обучение на основе методов критического мышления.

Краткое содержание

  1. Знакомство с определением
  2. Цель технологии
  3. Трехфазовая структура урока
  4. Реализация фазы вызова
  5. Осмысление
  6. Стадия рефлекси

Содержание

  • Презентация: Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии
    Слайд 1

    Яковенко Марина Викторовна, учитель истории и географии.

  • Слайд 2

    Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии

    • критическое мышление – это технология, формирующая интеллектуальные умения и усиливающая рефлексивные механизмы в образовательной деятельности.
  • Слайд 3

    Цель:

    Цель:

    • устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение.
    • строить обучение на основе методов критического мышления,
    • активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельности.
  • Слайд 4

    В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

    • стадия вызова,
    • стадия осмысления,
    • стадия рефлексии
  • Слайд 5

    В процессе реализации фазы вызова:

    1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.

  • Слайд 6

    Приемы на стадии вызов

    • мозговой штурм
    • кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
    • Игра-упражнение «Веер»
    • Прием «Поясните цитату»
    • Прием «Как вы объясните народную мудрость»
    • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
    • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
    • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
    • Прием «Верите ли вы, что…»
    • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
    • Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
  • Слайд 7

    На фазе осмысления содержания учащиеся:

    1.Осуществляют контакт с новой информацией.2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

  • Слайд 8

    Приемы на стадии осмысления

    • Прием инсерт (пометки на полях)
    • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
    • Прием «Сводная таблица»
    • Прием «Тонкие и толстые вопросы»
    • Прием «Зиг-заг»
    • Прием «Мое мнение»
    • Прием «Мозговой штурм»
    • Прием «Фишбоун»
    • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
    • Прием «Мудрые совы»
  • Слайд 9

    Приемы на стадии рефлексии

    • Написание эссе
    • Рефлексивный экран вопросов
    • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
    • прием «Мое мнение»
    • Что нового вы узнали на уроке
  • Слайд 10

    Методы развития критического мышления

  • Слайд 11

    Прием «Кластеры»

    • Применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
    • Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
    • Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
  • Слайд 12

    «Построй цепочку»

    Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

    Пример 1. Расположите города с запада на восток: Красноярск, Иркутск, Москва, Париж, Пекин, Киев, Волгоград.Пример 2. Расположи географические объекты с севера на юг: нагорье Тибет, плоскогорье Декан, горы Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина, Казахский мелкосопочник, полуостров Таймыр, архипелаг Северная Земля.

  • Слайд 13

    «Найди лишнее»

    Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

    Пример 1. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).Пример 3. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).

    Данный прием можно использовать при изучении любых тем.

  • Слайд 14

    «Контур – символ»

    • Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации
    • Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.
  • Слайд 15

    Прием «Корзина»

    • Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
    • Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзинки, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
  • Слайд 16

    Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

    1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее входе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

  • Слайд 17

    «ИНСЕРТ»

    • Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
    • Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее.
  • Слайд 18

    «Круги по воде»

    • Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
  • Слайд 19

    «ЖИГСО 1»

    1.Разделить класс на группы по 4 человека – это «домашние группы». Рассчитать каждую группу по номерам. Кратко обсудить статью. Затем объяснить задание.2.Организовать «группы сотрудничества»: все №1, все №2, все №3, все №4.Каждая группа выбирает стратегию изучения той темы, которую ей надо изучить. Затем проводиться проверка по вопросам, предложенным учителем.3.Представители возвращаются в «домашние группы». Проводится обмен знаниями: «Изучил сам – научи другого!»4.Проверка знаний с помощью тест-опроса. (Вопросы должны быть разноуровневые)

  • Слайд 20

    «ОБЗОР – ПЕРЕМЕЩЕНИЕ»

    В каждую группу дается лист с заданием.

    В течении одной минуты группа пишет то, что знает по теме, затем передает в следующую группу свой лист и сама получает лист из другой группы. Прочитав то, что написано предыдущими группами, дополняет текст своими знаниями. Последнее слово предоставляется той группе, которая начинала работать с данным листом.

    Этот прием лучше использовать при обобщении тем, при проверке домашнего задания, при рефлексии.

  • Слайд 21

    УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

    • Для более глубокого и осмысленного усвоения темы, учащимся предлагается после чтения текста составить вопросы по содержанию и дать на них краткие ответы.
    • После выполнения работы можно провести обсуждение в МГ, затем ОО, «отшлифовать» вопросы, расставить их в логическом порядке, выбрать наиболее удачные и т. п.
  • Слайд 22

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке