Содержание
-
Яковенко Марина Викторовна, учитель истории и географии.
-
Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии
- критическое мышление – это технология, формирующая интеллектуальные умения и усиливающая рефлексивные механизмы в образовательной деятельности.
-
Цель:
Цель:
- устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение.
- строить обучение на основе методов критического мышления,
- активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельности.
-
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
- стадия вызова,
- стадия осмысления,
- стадия рефлексии
-
В процессе реализации фазы вызова:
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.
-
Приемы на стадии вызов
- мозговой штурм
- кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
- Игра-упражнение «Веер»
- Прием «Поясните цитату»
- Прием «Как вы объясните народную мудрость»
- Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
- Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
- Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
- Прием «Верите ли вы, что…»
- Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
- Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
-
На фазе осмысления содержания учащиеся:
1.Осуществляют контакт с новой информацией.2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
-
Приемы на стадии осмысления
- Прием инсерт (пометки на полях)
- Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
- Прием «Сводная таблица»
- Прием «Тонкие и толстые вопросы»
- Прием «Зиг-заг»
- Прием «Мое мнение»
- Прием «Мозговой штурм»
- Прием «Фишбоун»
- Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
- Прием «Мудрые совы»
-
Приемы на стадии рефлексии
- Написание эссе
- Рефлексивный экран вопросов
- Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
- прием «Мое мнение»
- Что нового вы узнали на уроке
-
Методы развития критического мышления
-
Прием «Кластеры»
- Применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
- Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
- Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
-
«Построй цепочку»
Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
Пример 1. Расположите города с запада на восток: Красноярск, Иркутск, Москва, Париж, Пекин, Киев, Волгоград.Пример 2. Расположи географические объекты с севера на юг: нагорье Тибет, плоскогорье Декан, горы Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина, Казахский мелкосопочник, полуостров Таймыр, архипелаг Северная Земля.
-
«Найди лишнее»
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
Пример 1. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).Пример 3. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).
Данный прием можно использовать при изучении любых тем.
-
«Контур – символ»
- Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации
- Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.
-
Прием «Корзина»
- Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
- Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзинки, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
-
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее входе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
-
«ИНСЕРТ»
- Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
- Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее.
-
«Круги по воде»
- Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
-
«ЖИГСО 1»
1.Разделить класс на группы по 4 человека – это «домашние группы». Рассчитать каждую группу по номерам. Кратко обсудить статью. Затем объяснить задание.2.Организовать «группы сотрудничества»: все №1, все №2, все №3, все №4.Каждая группа выбирает стратегию изучения той темы, которую ей надо изучить. Затем проводиться проверка по вопросам, предложенным учителем.3.Представители возвращаются в «домашние группы». Проводится обмен знаниями: «Изучил сам – научи другого!»4.Проверка знаний с помощью тест-опроса. (Вопросы должны быть разноуровневые)
-
«ОБЗОР – ПЕРЕМЕЩЕНИЕ»
В каждую группу дается лист с заданием.
В течении одной минуты группа пишет то, что знает по теме, затем передает в следующую группу свой лист и сама получает лист из другой группы. Прочитав то, что написано предыдущими группами, дополняет текст своими знаниями. Последнее слово предоставляется той группе, которая начинала работать с данным листом.
Этот прием лучше использовать при обобщении тем, при проверке домашнего задания, при рефлексии.
-
УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
- Для более глубокого и осмысленного усвоения темы, учащимся предлагается после чтения текста составить вопросы по содержанию и дать на них краткие ответы.
- После выполнения работы можно провести обсуждение в МГ, затем ОО, «отшлифовать» вопросы, расставить их в логическом порядке, выбрать наиболее удачные и т. п.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.