Содержание
-
Технология «Развитие критического мышления»
«Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму»
-
«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Я.А. Коменский
-
История технологии
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита в конце XX века. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Реализуется в двадцати девяти странах мира, а на протяжении десяти лет – России.
-
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского; в ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
-
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
-
Задачи:
- выделять причинно-следственные связи; - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; - отвергать ненужную или неверную информацию; - понимать, как различные части информации связаны между собой; - выделять ошибки в рассуждениях; - делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; - избегать категоричности в утверждениях; - быть честным в своих рассуждениях; - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; - выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; - отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
-
Особенности организации – трехфазовая структура урока
-
Фаза вызова
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. 2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. 3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
-
Роль преподавателя
стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников; выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников.
-
Фаза осмысления
Учащиеся 1. Осуществляют контакт с новой информацией. 2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. 3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. 4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. 6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
-
Роль преподавателя
1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении. 2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. 3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
-
Фаза рефлексии
школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты).
-
Функции трех фаз
-
Основные методические приёмы
метод Инсерт разбивка на кластеры интерактивная стратегия "Таблица "Знаем-Хотим узнать-Узнаем" (З-Х-У)" перепутанные логические цепочки продвинутая лекция перекрестная дискуссия ассоциации синквейн древо предсказаний
-
Метод Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;N – noting: системная разметка "+" – новое;S – system: для эффективного "–" – думал иначе;E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.R – readingT – thinking При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие:v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;+ если то, что вы читаете, является для вас новым;? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
-
Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)
-
Кластер -
(«гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и в графическом оформлении их в определённом порядке в виде грозди. Использовать данный приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. «Грозди» - графический приём систематизации материала. Наши мысли располагаются в определённом порядке. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
-
Пример кластера
-
-
Ассоциации
любовь счастье взаимопонимание верность страсть интимность испытание чувтвенность
-
Синквейн
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.
-
Правила построения синквейна
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным). 2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему. 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное. 4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному. 5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
-
Примеры синквейна
Зима Весёлая, любимая Ожидаю, веселюсь, тороплюсь. Мороз щиплет щёки Великолепный отдых.
-
Плюшкин Скупой, жадный. Собирает, складывает, копит. Когда-то был живой. «Мертвая душа». Куприянова Ю. Ася Странная, милая. Тоскует, страдает, любит. Открыта навстречу любви. Загадка. Трапезникова И.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.