Содержание
-
Как научить ребёнка учиться? Образцова Л.Н., учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №16», г. Балаково Саратовской области
-
Почему учителям и родителям приходится сталкиваться с проблемой, когда ребёнок не желает учиться, активно сопротивляется всякой попытке заставить его заниматься? Если мы хотим понять ребёнка, то должны уразуметь, что учение для наших детей - совсем не лёгкое и не простое дело. Трудно правильно и чисто выполнить все грамматические упражнения. Трудно выучить небольшое стихотворение. Трудно считать. Трудно сидеть. Всё трудно. Следует заметить, что в учёбе лёгких моментов не бывает! Как же определить, кто из ребят справиться с трудностями учёбы, а кто спасует и начнёт от них всячески уклоняться? В самом первом приближении можно сказать: те, кто приучен преодолевать препятствия и трудности, справится. Те, кто не приучен или плохо приучен, нет. После всего сказанного должно быть понятно, что является главным звеном в решении интересующей нас проблемы. Если у ребёнка не сформирован какой – то навык, то необходимо заниматься выработкой этого навыка, а не объяснять снова и снова, как плохо, что этого навыка нет.
-
Усилия же направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, интересно и полезно, или же попытки добиться этого с помощью угроз и наказаний желаемых результатов принести не могут. Что могут сделать родители, чтобы помочь школьнику? Постараться выработать привычку к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Очень важным моментом в деле выработки привычки к неукоснительности занятий является чёткое установление времени для них. Занятия должны начинаться в одно и тоже время после отдыха (лучше на свежем воздухе). Только чрезвычайные обстоятельства могут быть причиной смещения времени приготовления занятий. Для подавляющего большинства людей при необходимости заниматься каким – то малоприятным, скучным или трудным, но в то же время необходимым делом наиболее тяжёлым оказывается начальный период – период включения в работу.
-
Постоянство времени, отводимого для занятий, в очень значительной мере способствует тому, чтобы период включения в работу был максимально коротким и облегчённым. Специально проведённые исследования показывают, что у школьников, имеющих фиксированное время для занятий, к соответствующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. Необходимо, чтобы у школьника было постоянное место для выполнения уроков. Очень важно, наконец, приучить ребёнка заниматься не отвлекаясь на посторонние дела, собранно, в хорошем темпе. Этому тоже должны научить его старшие. Без их помощи на это способны лишь очень немногие ученики. Менее опасной на первых порах и менее заметной для родителей является вырабатывающаяся у многих ребят привычка заниматься вполсилы. Они вроде бы ни на что не отвлекаются, но их мысли текут лениво, постоянно прерываясь и в силу этого постоянно возвращаются на уже пройденное.
-
Все внешкольное время занимают уроки. Что же удивительного, если они начинают считать, что уроки делают их жизнь неинтересной, однообразной, относятся к ним, как к тяжёлой повинности? А отсюда, понятно, один шаг и до нежелания учиться. В родительской помощи нуждаются все школьники. Только одни нуждаются в ней постоянно на протяжении нескольких лет, другие – время от времени. И Усилиями учителя помощь родителей заменить нельзя. Есть в психологии такие понятия – контроль по продукту и контроль по процессу. Первый из них – это контроль за качеством изделия, хорошо оно сделано или нет. Второе – за ходом его изготовления. Какой же вид контроля осуществляет учитель в школе? В большинстве случаев – контроль по продукту. Он проверяет домашнее задание: верно или неверно решены примеры, правильно ли расставлены пропущенные буквы в упражнении, верно выполнен чертёж или нет. У доски он проверяет, твёрдо ли выучено стихотворение или правило.
-
Но он не может посмотреть, как ученики занимаются дома, рациональными или нерациональными приёмами пользуются при решении примеров или задач. Это уже контроль по процессу. И осуществить его легче всего родителям. Первоклассник каждый день приходит в школу с хорошо решёнными примерами. А в классе справиться с такими же примерами не может. Оказывается, дома ребёнок считает примеры на пальцах или рисует палочки на листе бумаги. С переходом в следующий класс будут усложняться числа, решение примеров, задач. Тогда ребёнку посчитать будет труднее. В классе учитель требует считать в уме, используя разные приёмы счёта, рационально решать составные задачи. Родителям необходимо наблюдать за приготовлением уроков, т. е. проводить контроль по процессу. Тогда и только тогда они бы без труда поняли, в чём дело. Ребёнок не должен быть отстающим, недоразумений между учителем и родителями быть не должно. Все мы с вами делаем одно общее дело - воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни
-
Другой подобный пример. Ученик делает в домашних упражнениях по русскому языку множество ошибок. И в то же время может уверенно ответить нужное грамматическое правило. Учитель проверяет выполнение упражнения (это контроль по продукту) – ошибки. Проверяет правила (это тоже контроль по продукту) – правило выучено. Что делать? Родителям достаточно было посмотреть, как ученик делает уроки дома (это контроль по процессу). Оказывается, ученик делает сначала письменные упражнения, а только потом учит или повторяет правила, на которое задано упражнение. Из сказанного вытекает важный вывод. Помощь родителей не должна копировать действия учителя. Она принесёт наибольшую пользу в том случае, если в её основу будет положен контроль по процессу , а не по продукту. А между тем именно этого родители часто не понимают. Всем знакома следующая ситуация, когда родители отправляют ребёнка в другую комнату, а сами занимаются домашними делами. А потом проверяют тетради и приготовление устных предметов.
-
Родители в этом случае делают то же , что учитель. Только учитель оценивает знания, а родители ругают и отправляют в одиночестве переделывать или доучивать урок. Как же в таком случае родители могут выявить, что задания сделаны верно, но нерационально, а заучивание стихотворения приобретает затяжной характер? Необходимо спросить у ребёнка, как он выполнил задание и попросить объяснить способ решения. Заучивайте стихотворение по частям. Не следует всякий раз повторять заучивание с первого четверостишия. Как правило, родители в первую очередь начинают обращать внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как Хорошо школьник выполнил те задание, которые выполнил без без ошибок. Задания, выполненные с ошибкой предложить перепроверить и найти ошибку.
-
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Таким образом, ребёнок может достаточно быстро получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребёнок начал что – то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Родителям не следует дублировать учителя, а дополнять его усилия, делать то, чего ребёнок не может постоянно делать в классе – вот задача родителей при оказании помощи в учёбе.
-
Советы родителям Помогайте ребёнку в учёбе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. Чаще тренируйте его память, внимание и мышление, используйте для этого развивающие игры. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. Приучайте ребёнка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. Помогайте ему совершенствовать свои способности не только в учёбе, но и в других делах. Никогда не называйте ребёнка бестолковым, хвалите за любой успех, даже незначительный. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно объясните объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь. Любите своего ребёнка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.