Содержание
-
Компетентностный подход в учебном процессеначальной школы.
Подготовила материал: Бенько Галина Анатольевна учитель начальных классов МОСШ №2 «Многопрофильная» Г.Нижневартовска 2011год.
-
-
Цель школы – формирование ключевых компетенций, т.е. тех, которые являются универсальными и применяются в различных жизненных ситуациях.
Этими компетенциями должен обладать каждый человек. Компетентный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных проблемных ситуациях.
-
Классификация ключевых компетенций. На сегодняшний день не существует единой классификации ключевых компетенций. Чаще всего выделяют классификацию базовых компетенций: информационная – готовность к работе с информацией; коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; проблемная – готовность к решениюпроблем; рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности.
-
Информационная компетентность
Умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать выводы; использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; структурировать имеющуюся информацию; представлять ее в различных формах и на различных носителях.
-
Коммуникативная компетенция
умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, выражать свои мысли в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; грамотно разрешать конфликты в общении; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
-
Проблемная компетенция
умениесамостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить ее на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач; определять наиболее и наименее выигрышные из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств; реализовать выбранные пути и средства решения проблемы; публично представлять результаты; оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.
-
умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; распределять межу участниками группы задачи и роли; действовать в качестве ситуативного лидера группы и в качестве исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов. Кооперативная компетенция
-
самоанализ деятельности, проводимый каждым ребенком; продолжение предметной деятельности; оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы; обсуждение дальнейшей перспективы; рефлексия процесса мышления; осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний. Рефлексивная компетенция
-
Позиция учителя в осуществлении компетентностного подхода в учебном процессе
Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становитсямотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Учителю необходимо отличать ключевые компетенции как результат образования от других результатов образования(традиционных знаний, умений и навыков).Принципиальным отличием компетенций является то, что, освоив их, ученик может применять достигнутый результат образования в других видах деятельности. Личностный опыт учащегося становится основой ключевых компетенций в процессе его осмысления.
-
*обращение к прошлому или к только что сформированному опыту учащихся; *открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказываются задействованными: непосредственно-субъектная позиция учащихся и опосредованно- прежний опыт; *решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста; *дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций; *игровая деятельность: ролевые игры, игровой психологический тренинг или практикум; *проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты -практические работы, имеющие жизненный контекст. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку, нежели во время урока. методы формирования ключевых компетенций
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.