Презентация на тему "Компетентностный подход"

Презентация: Компетентностный подход
1 из 57
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Компетентностный подход", включающую в себя 57 слайдов. Скачать файл презентации 0.26 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    57
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Компетентностный подход
    Слайд 1

    Компетентностный подход

    Л.М. Галутво, кандидат исторических наук, доцент Кубанского государственного университета

  • Слайд 2

    Понятия и термины

    Компетентность – готовность к выполнению определенных функций Компетентностный подход в образовании – целевая ориентация учебного процесса на формирование определенной компетенции Овладение компетенцией – получение опыта продуктивной деятельности

  • Слайд 3

    Из истории компетентностного подхода

    «Свяжем школу с жизнью!» (1920-е гг., 1950-е гг., 2000-е гг.) Проблема:

  • Слайд 4

    Из истории компетентностного подхода

    Адам Смит (шотландский экономист, XVIII вв.) и Уильям Пети (английский статистик и экономист XVII в.): постановка проблемы Теодор Уильям Шульц (американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979 г.) – выдвижение идеи теории человеческого капитала Гэри Стэнли Беккер (американский экономист, Нобелевский лауреат 1992 г.) – создание классической базовой теории человеческого капитала Важно!!! Не просто уметь что-то делать, необходимо хотеть делать и быть готовым делать.

  • Слайд 5

    Концепция содержания образования И.Я. Лернера, В.В. Краевского, И.К. Журавлева об образовании как о трансляции культуры, сконцентрированной в социальном опыте объяснения и осмысления явлений, эмоционального отношения к миру, практической и творческой деятельности Концепция общеучебных умений и навыков (ОУУН), трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций

  • Слайд 6

    Идея о единстве обучающих, развивающих и воспитывающих задач урока: (1980-е гг. Ю.К. Бабанскийоб оптимизации учебного процесса) Коммунарская методика воспитательной работы И.П. Иванова, нацеленная на формирование и развитие всех основных ключевых компетенций посредством создания и осмысления опыта разнообразной социально значимой деятельности Практика работы предметных кружков 1960-х – 1980-х гг., работа в которых предполагала освоение знаний и умений на практике, а методика была близка к проектной деятельности

  • Слайд 7

    Заказчики компетентностного подходаРаботодатели

    Ожидания молодых специалистов Ожидания работодателей Готовы к овладению профессиональными функциями Мягкие требования Время на дополнительное обучение Закрепление наставников Готовы к реализации профессиональной деятельности Опыт работы Низкая заработная плата

  • Слайд 8

    Заказчики компетентностного подходаОбщество и государство

    Регулятор содержания образования и форм его представления Сохранение целостности учебно-воспитательного процесса (обучение, развитие, воспитание) Формирование профессиональных умений и навыков

  • Слайд 9

    Заказчики компетентностного подходаОбучающиеся

  • Слайд 10

    Заказчики компетентностного подходаУчителя и преподаватели

  • Слайд 11

    Качество результатов образования

    Человек самостоятелен и ответственен Человек может что-то делать Человек желает делать то, что может Экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать Человек готов самосовершенствоваться, понимая, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность Проблема: роль и место фундаментальных знаний

  • Слайд 12

    Что лучше: дом без фундамента или фундамент без дома?

  • Слайд 13

    Унифицированная система характеристик результатов профессионального образования (ЕС)(Уровень высшего образования)

    Когнитивные компетенции (знания) – использовать специальные теоретические и практические знания, часть из которых находится на передовом рубеже данной области. Демонстрировать понимание наличия вопросов, связанных со знанием в данной области на стыке разных областей

  • Слайд 14

    Деятельностные компетенции (умения) – формировать диагностические решения проблем, основанные на исследованиях, путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации

  • Слайд 15

    Самостоятельность и ответственность – демонстрировать лидерство и инновации в трудовой и учебной деятельности, которая является незнакомой, сложной и непредсказуемой и требует решения проблем, связанных с множественными взаимосвязанными факторами. Оценивать стратегическую деятельность команд

  • Слайд 16

    Умение учиться – демонстрировать автономию в управлении обучением и высокую степень понимания процессов обучения Коммуникативная и социальная компетенция – сообщать результаты, методы проектов и их обоснование специалистам и неспециалистам, используя соответствующие техники. Изучать и размышлять о социальных нормах и действовать для их изменения

  • Слайд 17

    Профессиональная компетенция – разрешать проблемы путем использования комплексных источников знания, которые могут быть неполными, в новых и незнакомых контекстах. Демонстрировать опыт операционального взаимодействия при управлении изменениями в сложном окружении. Реагировать на социальные, научные и этические вопросы, которые встречаются в трудовой и учебной деятельности

  • Слайд 18

    Обучение: компетентностное и некомпетентностное

    Показатели некомпетентностного обучения: Отличник неуспешен в жизни Отличник справляется с заданиями КИМ не на средний балл Молодой специалист слишком долго адаптируется на рабочем месте Полученные знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить Подавляющее большинство знаний и умений, полученных при обучении оказываются вообще невостребованными в жизни Не хватает опыта применения знаний и умений в различных ситуациях, не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни

  • Слайд 19

    Характерные признаки

    Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Наука – основа содержания образования – свод фактов, понятий, законов и теорий Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Наука – основа содержания образования – общечеловеческий свод опыта решения проблем Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей. Например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве

  • Слайд 20

    Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Основной результат обучения: знания, умения, навыки, ценности Жизненный опыт обучающихся формируется стихийно, за пределами учебного процесса Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности Жизненный контекст и формирование жизненного опыта вводятся в рамки учебного процесса как его значимые элементы

  • Слайд 21

    Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач Оценивается накопленный багаж дидактических единиц Школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область близкую к «чистой науке» Школа учит человека полагаться на свою память Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач Оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях Школа готовит человека к решению жизненных проблем Школа учит человека полагаться на свою самостоятельность

  • Слайд 22

    Понятия и термины

    Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Готовность действовать в ситуации неопределенности.

  • Слайд 23

    Ключевые компетенции

    Информационная компетенция – готовность к работе с информацией: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать аргументированные выводы; использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

  • Слайд 24

    Коммуникативная компетенция – умение самостоятельно: вступать в контакт с любым собеседником (возраст, статус, степень знакомства и близости), учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, с использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

  • Слайд 25

    Кооперативная компетенция – работа в сотрудничестве, умение самостоятельно: находить партнеров для сотрудничества и объединяться сними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов; осуществлять коллективную презентацию продукта.

  • Слайд 26

    Проблемная компетенция – решение проблем, умение самостоятельно: выявлять проблему в условиях избыточной информации; формулировать цель делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе и за счет внешних ресурсов; определять наиболее и наименее выигрышные из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; формулировать и осмысливать появившиеся проблемы и принимать решение о выборе других путей и средств; доводить решение проблемы до конца; публично представлять результаты; оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Составные компетенции: Комплексные компетенции: Самообразовательная Исследовательская Методологическая Организационная Прогностическая Информационно-технологическая Социальная Семейная Гражданская Личностная Валеологическая

  • Слайд 29

    Особенности формирования компетенций у школьников: Эффективная внешкольная деятельность (семья, досуг, хобби, трудовая деятельность, отношения с товарищами, друзьями, взрослыми) Способность действовать самостоятельно Способность решать проблемы

  • Слайд 30

    Профессиональные компетенции

    Базовые / сквозные / Предметная Методологическая Технологическая Менеджерская Предпринимательская Функциональные Зависят от конкретного типа профессиональной деятельности

  • Слайд 31

    Структура компетенции

    Заготовки

  • Слайд 32

    Мобилизация

    Привычка преодолевать трудности, прилагать усилия Тесно связана с мотивацией: деятельность , основанная на самопринуждении не так эффективна, как деятельность, основанная на системе положительных внутренних мотивов Воспитывающее обучение

  • Слайд 33

    Самоуправление

    Целенаправленное управление ресурсным пакетом (определение состава необходимых ресурсов; поиск и активизация ресурсов и их взаимное согласование Формируется на основе опыта разрешения множества разнообразных проблемных ситуаций и учебных задач

  • Слайд 34

    Внутренние ресурсы

    ЗУНы предметного, межпредметного и жизненного характера: знания – интеллектуальный контекст умения и навыки – владение средствами и методами выполнения определенной задачи (от физической силы и сноровки до специализированного обучения)

  • Слайд 35

    Внешние ресурсы

    Информационные ресурсы – справочники, энциклопедии, Интернет, эксперты Человеческие ресурсы – организации по оказанию услуг, специалисты в необходимых областях, помощники Финансовые, материально-технические, технологические и прочие ресурсы

  • Слайд 36

    Активные формы работы и последующее обсуждение

  • Слайд 37

    Некомпетентностные формы и методы Компетентностные формы и методы Монолог учителя Фронтально-индивидуальный опрос Информирующая беседа Самостоятельная работа обучающихся с учебником по заданию учителя Демонстрация видеофильма Экскурсия Проверочная или контрольная работа в традиционной форме Обращение к прошлому или только что сформированному опыту Обсуждение новых знаний Решение проблемных задач Дискуссия Игровая деятельность (ролевые игры, психологические тренинги или практикумы) Проектная деятельность Главное не методы и формы, а контекст их использованиия Компетентностное задание имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает вопроса «Зачем?

  • Слайд 38

    Некомпетентностные формы и методы Компетентностные формы и методы Оценивание Объект: знает, умеет / не знает, не умеет Субъект: учитель Критерии: субъективный подход учителя, некий эталонный образец одинаковый для всех Оценивание Объект: способность применять на практике; знание того, где можно применить на практике (сумел / не сумел Субъект: учитель + самооценка + знание границ своих возможностей Критерии: критериально-уровневое оценивание Главное не методы и формы, а контекст их использования

  • Слайд 39

    Специфика учебных предметов

  • Слайд 40
  • Слайд 41
  • Слайд 42

    Методы формирования информационной компетенции

    Поиск и сбор информации: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с историческими и литературными источниками, в музеях, библиотеках задачи с избытком информации (отделить главную информацию от «шума» задачи с недостатком информации (каких данных не достает и откуда их можно получить)

  • Слайд 43

    Обработка информации: задания на упорядочивание информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование) Составление планов к тексту Подготовка вопросов к тексту Составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту Задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов Задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения

  • Слайд 44

    Передача информации: Подготовка докладов, сообщений по теме Подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу Подготовка учебных пособий по теме Подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий

  • Слайд 45

    Комплексные методы: Составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформления библиографии Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые, например «Социологический опрос» с публичным представлением Телекоммуникационные проекты (тематические Интернет-форумы, электронная почта) Учебно-исследовательская работа (лабораторное наблюдение, эксперимент, использование матметодов) и грамотное представление Выпуск ученических СМИ – печатных, электронных

  • Слайд 46

    Методы формирования коммуникативной компетенции

    Устная коммуникация: Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Ролевые и деловые игры Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью Обсуждения, дискуссии, диспуты Упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях Выступление на защитах учебных исследовательских работ в качестве оппонентов Выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах Вовлечение в театральную студию

  • Слайд 47

    Письменная коммуникация: Ролевые и деловые игры, предполагающие роли Пишущего и Читающего Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов Телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов Подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории Рецензирование учебных исследовательских работ

  • Слайд 48

    Методы формирования кооперативной компетенции

    В рамках фронтально-индивидуальной работы: Фронтальный опрос с предварительным обсуждением (вместо 5 – 10 вопросов технологии «пинг-понг», 2 – 4 проблемных вопроса с проработкой в парах или группах) Индивидуальные задания для СР проблемного характера с привлечением других обучающихся. Например, «Головоломка»: комплексное задание, требующее использования значительного количества информации, распределяется между учащимися или группами. Окончательное решение проблемы возможно только после объединения усилий и складывания фрагментов информации в один целостный пазл. Или, Каждая группа готовит свой фрагмент презентации для общеклассного проекта, который должен быть выполнен в едином ключе.

  • Слайд 49

    В рамках групповой работы (практически все): СР в парах и группах по изучению и закреплению нового материала (с использованием технологии «Головоломка») Лабораторные и практические работы с элементами самопланирования и самооценивания Групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке) Групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся во внеурочное время) Упражнения социально-психологического тренинга Ролевые и деловые игры Любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества»

  • Слайд 50

    В рамках индивидуальной работы: Индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей Индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем

  • Слайд 51

    Методы формирования проблемной компетенции

    Не путать с технологией проблемного обучения, так как предполагается более широкая социальная деятельность. Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершении урока, после решения учебной задачи) Проблемно-ориентированная дискуссия обучающихся Все методы и приемы проблемного обучения: проблемные вопрос, задача, ситуация, лекция, эксперимент Проблемно-модельное обучение – моделирование той или деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры

  • Слайд 52

    Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами: выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения Учебные задачи с избыточным условием Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации Метод кейсов (ситуационный семинар, решение ситуационных задач): описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс – пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а так же формулировка проблемного задания

  • Слайд 53

    Любые виды проектной деятельности, прежде всего – исследовательские и практико-ориентированные Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока

  • Слайд 54

    Стереотипы компетентностного подхода

    Стереотип 1: главное – это то, что контролируют, остальное – второстепенное Стереотип 2: ученики должны знать свое место Стереотип 3: знания и умения – это всеми признаваемая ценность, а компетенции – это просто «ни о чем» Стереотип 4: содержание образования по предмету – это то, что есть в учебнике

  • Слайд 55

    Риски компетентностного подхода

  • Слайд 56
  • Слайд 57

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке