Содержание
-
Компетентностный подход
Л.М. Галутво, кандидат исторических наук, доцент Кубанского государственного университета
-
Понятия и термины
Компетентность – готовность к выполнению определенных функций Компетентностный подход в образовании – целевая ориентация учебного процесса на формирование определенной компетенции Овладение компетенцией – получение опыта продуктивной деятельности
-
Из истории компетентностного подхода
«Свяжем школу с жизнью!» (1920-е гг., 1950-е гг., 2000-е гг.) Проблема:
-
Из истории компетентностного подхода
Адам Смит (шотландский экономист, XVIII вв.) и Уильям Пети (английский статистик и экономист XVII в.): постановка проблемы Теодор Уильям Шульц (американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979 г.) – выдвижение идеи теории человеческого капитала Гэри Стэнли Беккер (американский экономист, Нобелевский лауреат 1992 г.) – создание классической базовой теории человеческого капитала Важно!!! Не просто уметь что-то делать, необходимо хотеть делать и быть готовым делать.
-
Концепция содержания образования И.Я. Лернера, В.В. Краевского, И.К. Журавлева об образовании как о трансляции культуры, сконцентрированной в социальном опыте объяснения и осмысления явлений, эмоционального отношения к миру, практической и творческой деятельности Концепция общеучебных умений и навыков (ОУУН), трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций
-
Идея о единстве обучающих, развивающих и воспитывающих задач урока: (1980-е гг. Ю.К. Бабанскийоб оптимизации учебного процесса) Коммунарская методика воспитательной работы И.П. Иванова, нацеленная на формирование и развитие всех основных ключевых компетенций посредством создания и осмысления опыта разнообразной социально значимой деятельности Практика работы предметных кружков 1960-х – 1980-х гг., работа в которых предполагала освоение знаний и умений на практике, а методика была близка к проектной деятельности
-
Заказчики компетентностного подходаРаботодатели
Ожидания молодых специалистов Ожидания работодателей Готовы к овладению профессиональными функциями Мягкие требования Время на дополнительное обучение Закрепление наставников Готовы к реализации профессиональной деятельности Опыт работы Низкая заработная плата
-
Заказчики компетентностного подходаОбщество и государство
Регулятор содержания образования и форм его представления Сохранение целостности учебно-воспитательного процесса (обучение, развитие, воспитание) Формирование профессиональных умений и навыков
-
Заказчики компетентностного подходаОбучающиеся
-
Заказчики компетентностного подходаУчителя и преподаватели
-
Качество результатов образования
Человек самостоятелен и ответственен Человек может что-то делать Человек желает делать то, что может Экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать Человек готов самосовершенствоваться, понимая, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность Проблема: роль и место фундаментальных знаний
-
Что лучше: дом без фундамента или фундамент без дома?
-
Унифицированная система характеристик результатов профессионального образования (ЕС)(Уровень высшего образования)
Когнитивные компетенции (знания) – использовать специальные теоретические и практические знания, часть из которых находится на передовом рубеже данной области. Демонстрировать понимание наличия вопросов, связанных со знанием в данной области на стыке разных областей
-
Деятельностные компетенции (умения) – формировать диагностические решения проблем, основанные на исследованиях, путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации
-
Самостоятельность и ответственность – демонстрировать лидерство и инновации в трудовой и учебной деятельности, которая является незнакомой, сложной и непредсказуемой и требует решения проблем, связанных с множественными взаимосвязанными факторами. Оценивать стратегическую деятельность команд
-
Умение учиться – демонстрировать автономию в управлении обучением и высокую степень понимания процессов обучения Коммуникативная и социальная компетенция – сообщать результаты, методы проектов и их обоснование специалистам и неспециалистам, используя соответствующие техники. Изучать и размышлять о социальных нормах и действовать для их изменения
-
Профессиональная компетенция – разрешать проблемы путем использования комплексных источников знания, которые могут быть неполными, в новых и незнакомых контекстах. Демонстрировать опыт операционального взаимодействия при управлении изменениями в сложном окружении. Реагировать на социальные, научные и этические вопросы, которые встречаются в трудовой и учебной деятельности
-
Обучение: компетентностное и некомпетентностное
Показатели некомпетентностного обучения: Отличник неуспешен в жизни Отличник справляется с заданиями КИМ не на средний балл Молодой специалист слишком долго адаптируется на рабочем месте Полученные знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить Подавляющее большинство знаний и умений, полученных при обучении оказываются вообще невостребованными в жизни Не хватает опыта применения знаний и умений в различных ситуациях, не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни
-
Характерные признаки
Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Наука – основа содержания образования – свод фактов, понятий, законов и теорий Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Наука – основа содержания образования – общечеловеческий свод опыта решения проблем Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей. Например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве
-
Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Основной результат обучения: знания, умения, навыки, ценности Жизненный опыт обучающихся формируется стихийно, за пределами учебного процесса Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности Жизненный контекст и формирование жизненного опыта вводятся в рамки учебного процесса как его значимые элементы
-
Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач Оценивается накопленный багаж дидактических единиц Школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область близкую к «чистой науке» Школа учит человека полагаться на свою память Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач Оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях Школа готовит человека к решению жизненных проблем Школа учит человека полагаться на свою самостоятельность
-
Понятия и термины
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Готовность действовать в ситуации неопределенности.
-
Ключевые компетенции
Информационная компетенция – готовность к работе с информацией: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать аргументированные выводы; использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
-
Коммуникативная компетенция – умение самостоятельно: вступать в контакт с любым собеседником (возраст, статус, степень знакомства и близости), учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, с использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
-
Кооперативная компетенция – работа в сотрудничестве, умение самостоятельно: находить партнеров для сотрудничества и объединяться сними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов; осуществлять коллективную презентацию продукта.
-
Проблемная компетенция – решение проблем, умение самостоятельно: выявлять проблему в условиях избыточной информации; формулировать цель делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе и за счет внешних ресурсов; определять наиболее и наименее выигрышные из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; формулировать и осмысливать появившиеся проблемы и принимать решение о выборе других путей и средств; доводить решение проблемы до конца; публично представлять результаты; оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения
-
-
Составные компетенции: Комплексные компетенции: Самообразовательная Исследовательская Методологическая Организационная Прогностическая Информационно-технологическая Социальная Семейная Гражданская Личностная Валеологическая
-
Особенности формирования компетенций у школьников: Эффективная внешкольная деятельность (семья, досуг, хобби, трудовая деятельность, отношения с товарищами, друзьями, взрослыми) Способность действовать самостоятельно Способность решать проблемы
-
Профессиональные компетенции
Базовые / сквозные / Предметная Методологическая Технологическая Менеджерская Предпринимательская Функциональные Зависят от конкретного типа профессиональной деятельности
-
Структура компетенции
Заготовки
-
Мобилизация
Привычка преодолевать трудности, прилагать усилия Тесно связана с мотивацией: деятельность , основанная на самопринуждении не так эффективна, как деятельность, основанная на системе положительных внутренних мотивов Воспитывающее обучение
-
Самоуправление
Целенаправленное управление ресурсным пакетом (определение состава необходимых ресурсов; поиск и активизация ресурсов и их взаимное согласование Формируется на основе опыта разрешения множества разнообразных проблемных ситуаций и учебных задач
-
Внутренние ресурсы
ЗУНы предметного, межпредметного и жизненного характера: знания – интеллектуальный контекст умения и навыки – владение средствами и методами выполнения определенной задачи (от физической силы и сноровки до специализированного обучения)
-
Внешние ресурсы
Информационные ресурсы – справочники, энциклопедии, Интернет, эксперты Человеческие ресурсы – организации по оказанию услуг, специалисты в необходимых областях, помощники Финансовые, материально-технические, технологические и прочие ресурсы
-
Активные формы работы и последующее обсуждение
-
Некомпетентностные формы и методы Компетентностные формы и методы Монолог учителя Фронтально-индивидуальный опрос Информирующая беседа Самостоятельная работа обучающихся с учебником по заданию учителя Демонстрация видеофильма Экскурсия Проверочная или контрольная работа в традиционной форме Обращение к прошлому или только что сформированному опыту Обсуждение новых знаний Решение проблемных задач Дискуссия Игровая деятельность (ролевые игры, психологические тренинги или практикумы) Проектная деятельность Главное не методы и формы, а контекст их использованиия Компетентностное задание имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает вопроса «Зачем?
-
Некомпетентностные формы и методы Компетентностные формы и методы Оценивание Объект: знает, умеет / не знает, не умеет Субъект: учитель Критерии: субъективный подход учителя, некий эталонный образец одинаковый для всех Оценивание Объект: способность применять на практике; знание того, где можно применить на практике (сумел / не сумел Субъект: учитель + самооценка + знание границ своих возможностей Критерии: критериально-уровневое оценивание Главное не методы и формы, а контекст их использования
-
Специфика учебных предметов
-
-
-
Методы формирования информационной компетенции
Поиск и сбор информации: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с историческими и литературными источниками, в музеях, библиотеках задачи с избытком информации (отделить главную информацию от «шума» задачи с недостатком информации (каких данных не достает и откуда их можно получить)
-
Обработка информации: задания на упорядочивание информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование) Составление планов к тексту Подготовка вопросов к тексту Составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту Задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов Задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения
-
Передача информации: Подготовка докладов, сообщений по теме Подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу Подготовка учебных пособий по теме Подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий
-
Комплексные методы: Составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформления библиографии Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые, например «Социологический опрос» с публичным представлением Телекоммуникационные проекты (тематические Интернет-форумы, электронная почта) Учебно-исследовательская работа (лабораторное наблюдение, эксперимент, использование матметодов) и грамотное представление Выпуск ученических СМИ – печатных, электронных
-
Методы формирования коммуникативной компетенции
Устная коммуникация: Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Ролевые и деловые игры Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью Обсуждения, дискуссии, диспуты Упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях Выступление на защитах учебных исследовательских работ в качестве оппонентов Выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах Вовлечение в театральную студию
-
Письменная коммуникация: Ролевые и деловые игры, предполагающие роли Пишущего и Читающего Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов Телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов Подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории Рецензирование учебных исследовательских работ
-
Методы формирования кооперативной компетенции
В рамках фронтально-индивидуальной работы: Фронтальный опрос с предварительным обсуждением (вместо 5 – 10 вопросов технологии «пинг-понг», 2 – 4 проблемных вопроса с проработкой в парах или группах) Индивидуальные задания для СР проблемного характера с привлечением других обучающихся. Например, «Головоломка»: комплексное задание, требующее использования значительного количества информации, распределяется между учащимися или группами. Окончательное решение проблемы возможно только после объединения усилий и складывания фрагментов информации в один целостный пазл. Или, Каждая группа готовит свой фрагмент презентации для общеклассного проекта, который должен быть выполнен в едином ключе.
-
В рамках групповой работы (практически все): СР в парах и группах по изучению и закреплению нового материала (с использованием технологии «Головоломка») Лабораторные и практические работы с элементами самопланирования и самооценивания Групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке) Групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся во внеурочное время) Упражнения социально-психологического тренинга Ролевые и деловые игры Любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества»
-
В рамках индивидуальной работы: Индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей Индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем
-
Методы формирования проблемной компетенции
Не путать с технологией проблемного обучения, так как предполагается более широкая социальная деятельность. Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершении урока, после решения учебной задачи) Проблемно-ориентированная дискуссия обучающихся Все методы и приемы проблемного обучения: проблемные вопрос, задача, ситуация, лекция, эксперимент Проблемно-модельное обучение – моделирование той или деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры
-
Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами: выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения Учебные задачи с избыточным условием Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации Метод кейсов (ситуационный семинар, решение ситуационных задач): описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс – пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а так же формулировка проблемного задания
-
Любые виды проектной деятельности, прежде всего – исследовательские и практико-ориентированные Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока
-
Стереотипы компетентностного подхода
Стереотип 1: главное – это то, что контролируют, остальное – второстепенное Стереотип 2: ученики должны знать свое место Стереотип 3: знания и умения – это всеми признаваемая ценность, а компетенции – это просто «ни о чем» Стереотип 4: содержание образования по предмету – это то, что есть в учебнике
-
Риски компетентностного подхода
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.