Содержание
-
Игры на обогащение и активизацию словарного запаса у детей дошкольного возраста Подготовила учитель-логопед высшей категории Галентовская Светлана Александровна
-
«Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть»Сократ
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, В.В. Виноградов и другие. И сейчас проблема развития речи у детей остаётся актуальной. Обследование речи детей выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т.д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб, деревья затрудняются. Практика показывает, что словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.
-
Проблемы:• односложная, состоящая из простых предложенийречь;• несформированность грамматического строя речи ;• нарушение звукопроизношения;• бедная диалогическая речь;• трудности в построении монологов;• отсутствие логического обоснования своихутверждений и выводов;• отсутствие навыков культуры речи;• плохая дикция.
-
Что такое дидактическая игра?• Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и целькоторой дать детям определенные знания и навыки,развитие умственных способностей.• Дидактическая игра - это одно из средств обучения детейдошкольного возраста. Она дает возможность осуществлятьзадачи воспитания и обучения через доступную ипривлекательную для детей форму деятельности.• Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями.
-
Игры с предметамиИгры с предметами – здесь используются игрушки,любые подручные предметы.Цель – научить ребенка связывать слово сопределенным объектом, показать (и рассказать),какие функции он может выполнять.
-
«Дочки – матери»
-
«Волшебный мешочек»
-
Игры с природным материалом
-
Настольные игры– проводятся с использованием специальноотпечатанного материала, картинок, надписей, схем.
-
Словесные игры– не использует других инструментов, кроме речи. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
-
Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:1. Игры, формирующие умение выделять главные признаки предметов, например, д/и «Отгадай-ка». Дети упражняются в описании предмета по представлению (по темам: транспорт, овощи, фрукты, профессии). В этих играх воспитывается находчивость, сообразительность, выдержка, развивается связная речь. 2. Игры, для развития умения сравнивать, например, «Кто больше заметит небылиц». В этой игре развивается умение отличать реальное от выдуманного. Еще можно использовать игры «Похож не похож», «А если бы… » 3. Игры, развивающие умение обобщать и классифицировать предметы. Например: «Кому что нужно», «Назови одним словом», «Назови три предмета»: развивается умение классифицировать предметы по определенному признаку, развивается мышление, речь, смекалка. 4. Игры на внимание, сообразительность, быстроту мышления: д/и «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Краски», «Черное и белое не называть». В этих играх воспитывается внимание, быстрота мышления, выдержка.
-
Словесные дидактические игры:«Я знаю пять…» - предложите ребенку вспомнить и назвать пять названий игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, овощей, фруктов, животных… «Назови части» - вспоминаем и называем части тела (голова, руки, ноги, живот, спина, грудь, части лица (лоб, нос, рот, глаза, щеки, подбородок; для детей 6 лет - ноздри, брови, ресницы, части мебели…)«Назови одним словом» - игра, позволяющая развивать и закреплять способность обобщать. Для младших детей лучше использовать картинки: несколько предметов игрушек, одежды, обуви. Детям постарше можно давать словесные инструкции: «Как назвать одним словом- кровать, диван, стол? Комар, пчела, стрекоза - это…?
-
«Скажи наоборот» - учим ребенка подбирать слова - антонимы и образовывать пары: друг - враг, тишина - шум, легкий - тяжелый, длинный -короткий, далеко - близко, весело - грустно.«Кто что делает?» - развиваем глагольный словарь. Малышам можно задавать вопросы по картинкам: «Что делает птичка?» (сидит, летит, поет). Для детей 5-6 лет предлагаются инструкции без зрительной опоры, но чтобы облегчить задание, предлагайте ребенку образец: «Заяц скачет, прячется, грызет. А что делает рыба?» («Как подают голоса животные?»). Так же предложите ребенку вспомнить, какие трудовые действия совершают представители разных профессий.
-
Методическая рекомендация«Как правильно организовать и провести дидактическую игру»Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:- подготовка к проведению дидактической игры,- проведение дидактической игры,- анализ дидактической игры.
-
В подготовку к проведению дидактической игры входят:- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;- подготовка к игре детей: обогащение словаря детей новыми понятиями, знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.