Содержание
-
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа им. А.И.Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской областиСтруктурное подразделение «Детский сад «Белочка»
Воспитатель: Кузьминых Светлана Ивановна 2016 г. «Речевые игры детей старшего дошкольного возраста»
-
Речевая дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания. ...личности ребенка.
-
Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах.
В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Дети 5-6 лет выполняют творческие задания с большим увлечением. При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Он четко знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами, действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях. Игры детей старшей группы
-
Игры детей подготовительной к школе группы Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно изучать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх детей 6-7 лет чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.
-
Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Дидактические игры развивают речьдетей:пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: *игры с предметами (игрушками), *настольно-печатные * словесные игры.
-
Игры с предметами и игрушками
Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т.д.)
-
«Соберем Машу в школу» подобные игры используем на утреннем сборе.
Дидактическая задача: Формировать умения рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; составлять связный рассказ, развивать внимание, мышление, память и речь. Игровые действия. Воспитатель раздает предметы в кругу, предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что это и для чего используется. Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как соревнование между детьми, выявляется победитель.
-
«Опиши предмет»
Дидактическая задача: развивать умение описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи. Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов. Игровые действия.: Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает воспитатель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «ведущим». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).
-
«Кто подойдет, пусть возьмет!»
Дидактическая задача. развивать умения рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь. Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается. Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.
-
Настольно - печатные игры
Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры. Роль взрослого в играх для детей 5-7 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого.
-
«Найди картинке место и расскажи»
Дидактическая задача. Формировать умения рассказывать сказку или рассказ, соблюдая последовательность происходящего на картинках , развивать внимание, мышление, память и речь. Игровые правила. По содержанию картинок находить следующую. Игровые действия. Рассматривание картинок, поиск следующей по содержанию картинки.
-
«Собери картинку»
Эта игра особенно нравится детям моей группы. Они сами подбирают понравившиеся картинки и подготавливают их для игры. Дидактическая задача: формировать умение детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас. Игровые действия. : ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.
-
«Детки с ветки»
Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь. Оборудование: набор картинок, вымпел. Игровые действия. Воспитатель раздает детям картинки (или развешивает их на доске) и предлагает рассказать, что на них изображено. Можно помочь рассказчику вопросами. За лучший рассказ вручается вымпел. Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предложить составить рассказ по одной картинке нескольким ребятам.
-
Какой получится сок?
Дидактическая задача: упражнять в словообразовании, выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь. Оборудование: набор картинок. Игровые действия. Воспитатель раздает детям картинки и предлагает рассказать, что на них изображено. Предложить составить рассказ.
-
Словесные игры
Словесные игры - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.
-
«Подскажи словечко»
Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь, память, мышление. Игровые действия: Ведущий начинает свой рассказ, останавливается, а следующий за ним ребенок должен продолжить связный рассказ.
-
«Закончи предложение»
Дидактическая задача: формировать умение использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения. Игровые действия. -Закончи начатые мною предложения: Мальчик сначала подошёл к дому, а потом от него…(отошёл). Утром ребята пошли в гости, а вечером…(ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он- (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, а они…(выбежали). Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой»
-
Игровое упражнение "Если бы..."
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: "Если бы я был волшебником, то ..." "Если бы я стал невидимым ..." "Если весна не наступит никогда .
-
«Гуси – лебеди»
Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь, память, мышление. Игровые действия. Выбирают волка и хозяина, все остальные игроки — гуси-лебеди. Хозяин становится по одну сторону игровой площадки, гуси-лебеди по другую, в середине — волк. А дальше в игре начинаются разговоры.
-
Учите детей играть!!!
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку». Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность.
-
Используемая литература: 1.Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г. 2. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи» СПб., Детство-пресс, 1999г. 3. Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , N 6, 2000 г 4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004. 5. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет»– М.: ТЦ Сфера, 2012
-
Благодарю за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.