Содержание
-
Санкт-Петербургскоегосударственное бюджетное учреждениесоциального обслуживания населения«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района»
Коррекционная помощь детям с отклонениями в поведении. Подготовила Кузичкина Наталья Алексеевна Педагог-психолог отделения раннего вмешательства
-
Основные виды нарушений поведения у детей
Агрессивность; Вспыльчивость; Пассивность; Гиперактивность; Отставание в психической деятельности; Невропатия; Неврозы; Страхи. В поведении и развитии детей часто встречаются нарушения:
-
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:
ошибками воспитания; определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
-
Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.
-
Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
-
Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность коррекционной помощи - главное условие ее успешности и эффективности.
-
Одним из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в поведении являются элементы Арт-терапии.
-
Цель и задачи арт-терапии:
Цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
-
Направления Арт-терапии в коррекционной работе с детьми раннего возраста:
Изотерапия Музыкотерапия Сказкотерапия Куклотерапия Игротерапия Песочная терапия
-
Изотерапия
С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.
-
Музыкотерапия
Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении. Этот метод позволяет быстро снять психическое напряжение, успокоиться. В детском возрасте музыкотерапия успешно справится с преодолением у ребенка поведенческих проблем, эмоционального беспокойства, а также поможет пережить возрастной кризис, связанный с развитием ребенка.
-
-
Сказкотерапия
При помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. Например в книге Ольги Владимировны Хухлаевой « «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного возраста. Они помогают решать разные проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но мы выделим сейчас лишь те, сказки, которые касаются детских страхов.
-
О.В.Хухлаева «Лабиринт души»
Страх расставания с мамой – Сказка «Как кенгуренок стал большим», «Сказка о подсолнечном семечке», «Белочка-припевочка». Боязнь самостоятельности - Тревожность и боязливость « Сказка о вороненке», «Случай в лесу». Страх темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары – Сказка «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок и Баба - Яга», «Слоненок, который боялся темноты».
-
Слушая сказку ребенок «вживается» в рассказ, он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
-
Куклотерапия
Куклотерапия помогает установить эмоциональный контакт между детьми,помогает сплотить детский коллектив. Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией.
-
Цель куклотерапии – развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.
-
Что же даёт куклотерапия? Раскрепощает застенчивых и аутичных детей (лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье и не только в ней) Формирование умения «держать себя в руках» (навык саморегуляции) Вырабатывание навыков адекватного выражения собственных чувств.
-
Игротерапия
Игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. Показания к проведению игротерапии:замкнутость, необщительность, фобии,нарушения поведения.
-
Разные игры – для разных целей
Игры для улучшения психологического самочувствия («Жмурки», «Пятнашки», «Прятки», «Полоса препятствий»). Игры, помогающие в коррекции агрессии ( «Сражение», «Злые-добрые кошки», «Каратист») Игры, помогающие в коррекции страхов (« Смелые мыши», «Сова и зайцы»)
-
Песочная терапия
Основная цель коррекции: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.
-
Показания к песочной терапии: агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, неврозы, страхи.
-
Актуальность Песочной терапии
Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.
-
Выводы :
Подведя итог можно отметить, что в работе с детьми раннего возраста используется всё многообразие арттерапевтических методик, способствующих коррекции нарушений в поведении ребенка.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.