Содержание
-
Психотерапевтические техники в работе с детьми с ОВЗ
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Преподаватель кафедры педагогики и психологии Веренина С.А. АУ «Институт развития образования Ивановской области»
-
1. Облегчает процесс учения и ребенку, и учителю. 2. Дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, которые, естественно, нередко возникают в процессе общения педагога с учащимися. 3. Дает возможность получить материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике. 4. Позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми. 5. Помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения. 6. Содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности. 7. Содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам своего творчества.
-
-
Техники арт-педагогики, используемые на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ
-
Приёмы сказкотерапии: проигрывание эпизодов сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, сочинение сказки, переписывание и дописывание сказок. Данные приёмы позволяют осуществить процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, снятие эмоционального напряжения, изменения жизненной позиции и поведения человека в процессе общения с другими людьми.
-
Пескотерапия
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка.Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Пескотерапия тесно связана со сказкотерапией, это сказочные сюжеты на песке, обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, она стабилизирует эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.
-
Метод, оказывающий лечебное воздействие на психику ребёнка при помощи чтения книг. Самовыражение через творческое сочинение и писание любым стилем на заданную или свободную тему (дневники, письма, рассказ, стих).
-
Метод, позволяющий в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при трудностях в развитии коммуникативной сферы, различных нарушениях поведения и т.д.
-
Решает психотерапевтические задачи."Лечебный" эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатического общения, признания ценности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
-
Задача упражнений, игр и этюдов по театропедагогике заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, овладевать навыками общения и коллективного творчества, развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания, активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес.
-
Музыкотерапия
Музыкотерапия – это система психоматической коррекции здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие ребенка. Музыка неотъемлемый компонент коррекционно-развивающего процесса. Музыка для детей, с одной стороны, средство для создания и поддержания эмоционального равновесия, с другой стороны — инструмент моделирования позитивного рабочего состояния. как понять изменения, происходящие с ребенком, получить от него обратную связь? Рисование под музыку позволяет детям экстериорезировать (выносить вовне) свои эмоции и чувства (для многих детей это единственный способ самовыражения). Дети получают реальную возможность «увидеть» на рисунке свой внутренний мир и донести свои переживания до другого. Рисование под музыку формирует навыки саморегуляции (рисуя, дети стабилизируют и структурируют свои внутренние процессы, регулируют себя). Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств.
-
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ЦЕЛЯХ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСТРАНЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ, КОМПЕНСАТОРНЫХ ФАКТОРОВ, ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ИГРОВОЙ, УЧЕБНОЙ, ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМИ ВИДАМИ ТВОРЧЕСТВА.
-
Взаимодействие строится таким образом, чтобы школьники учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с учителем. Индивидуальная работа Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ученика. Это корректный способ понаблюдать за ребенком , лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
-
Кинезитерапия
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики детей с отклонениями в развитии осуществляется в таком виде арттерапии, как кинезитерапия. Она основана на связи музыки и движения и включает в себя: танцетерапию, хореографотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику. В языке жеста, мимики, в позах, движениях всегда отражается внутреннее эмоциональное, душевное состояние ребенка.
-
Систематические арт-педагогические занятия развивают у детей способности к эмоционально-положительной саморегуляции собственного поведения, формируют эмоциональную стабильность и положительную самооценку, потребность в творческом самовыражении. Они помогают в активизации адаптивных и компенсаторных процессов у воспитанников, способствуют разрешению их внутри психических конфликтов и служат восстановлению психического равновесия.
-
Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб., 2003. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии // Дидакт. 2000. N 1. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия… М.: Форум, 2014 Красный Ю.Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств.Изд.000 «Межрегиональный центр консультирования» Москва, 2006 Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , ЗащиринскаяО.В. Издательство: Речь, 2009. Сказки и игры с «особым» ребенком Е.Л. Набойкина Издательство: Речь, 2009 Практикум по детской психокоррекцииИстратова О.Н. Изд. Феникс, 2010 Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Изд.Феникс, 2009 .
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.