Содержание
-
Коррекционно-воспитательная работа при сенсо-моторной алалии.
-
Что такое алалия?
Алалия-это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития.При алалии наблюдаются различные степени тяжести : от сравнительно легких форм, при которых речь развивается, хотя медленно и искаженно, примерно с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее ,при систематической и специальной помощи овладевают речью, но очень неполноценной и бедной.
-
Виды алалии
Различают две основные формы алалии : моторную и сенсорную. Сенсорная алалия. При наличии нормального слуха ребенок не понимает обращенную к нему речь, а это значит не говорит. Симптомы сенсорной алалии : нарушение фонематического слуха, плохое внимание и память на устную речь (не развиваются из-за непонимания словесной речи ) В результате расплывчатость, неустойчивость фонематических образцов . У сенсорных алаликов в той или иной мере нарушен слух, что затрудняет восприятие звучащей речи. Сенсорные алалики легче чем моторные повторяют по подражанию звуки и слова, чаще их произносят. Иногда речь возникает спонтанно, хотя без осознания ее содержания.
-
Моторная алалия
Это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера обусловленное недоразвитием , несформированностью языковых понятий, процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторный алалик своевременно начинает понимать чужую речь, но сам не говорит. Часто наблюдается непонимание трудных слов и оборотов, сложных предложений. Обогащение экспрессивной речи происходит ограниченно, т.к. с ним мало разговаривают полагая ,что речь недоступна ему . Особенно сильно нарушена моторная речевая подражательность(не могут повторять слова, которые уже научились говорить )
-
Речь алалика
- Речь упрощена по типу речи маленьких детей ( мо-молоко)- Слоги повторяет ,но слить в слова не может. Часто недоговорки, перестановки. - Отмечается своеобразное заикание, как стадия развития речи: возникает то одновременно с появлением речи, то позже - при овладении фразой. Иногда заикание проходит ,иногда - остается. - Часты резкие нарушения мелодики речи, темпа, ритма, скандирование с затяжкой слогов или отрывистое произнесение слов в предложении.- Фонематические и грамматические нарушения, косноязычие, гнусавость.- Наличие своеобразной экспрессивной речи : алалик всегда кое-что говорит , но не умеет в нужном случае употребить усвоенные слова, слово воспроизводит с опорой на предмет , а не на память.- Западение понимания носит вторичный характер. Это происходит в результате : непривычки слушать, быстрого утомления ,от непривычки слушать сложную речь.
-
Личность алалика .
Чаще психофизически неполноценны. Вследствие поражения ЦНС, лишения возможности нормального общения, трудностей речевого акта, развиваются отрицательные черты личности : возбужденность , вспыльчивость, резкие перепады настроения ,обидчивость, плаксивость, упрямств ,неактивность в движениях и мышлении. Типичен негативизм. Внеречевые нарушения: нарушения внимания, памяти ,мышления.
-
Методика логопедической работы при моторной алалии.
В работе с этими детьми могут быть поставлены следующие задачи:Первая группа задач: Ликвидировать речевой негативизм. Стимулировать пользование речью. Приучать детей к пользованию речью в общении с окружающими. Развивать возможность повторения /отражательную речь/ Увеличивать пассивный словарный запас. Усваивать структурный облик слов. Вызывать словосочетания и первые фразы.
-
Вторая группа задач
- Воспитывать навык самостоятельного конструирования основных грамматических форм и употребление их в самостоятельной развернутой речи. - Овладение закономерностями грамматического объединения слов в пределах игровой и бытовой речи. - Добиваться элементарного разграничения падежей. - Вырабатывать правильную родовую принадлежность существительных, прилагательных, глаголов. - Развивать числовые формы основных грамматических категорий. - Развивать правильное понимание и употребление наиболее распространенных предлогов , суффиксально-префиксальных образований и союзов. - Воспитывать контроль за своей речью. - Добиваться на простом материале безошибочности отраженной и заученной речи.
-
Третья группа задач:
- Автоматизировать навык употребления основных частей речи. - Обеспечить усвоение наиболее трудных разделов грамматического строя. - Выявить слабые звенья более точно, чтобы сделать компенсаторную работу более направленной и эффективной. - Как можно быстрее вооружить ребенка речью, как средством общения / в ряде случаев можно идти осознанно на упрощение речи –звукопроизношения .
-
Поэтапный ход логопедической работы:
Условно выделяем три этапа.1 этап – речь детей соответствует 1 уровню / по Р.Е.Левиной/Задачи: Развитие понимания речи: - Учить детей находить предметы, игрушки. - Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. - Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. - Учить понимать слова обобщающего значения. -Уточнение пассивного словаря и накопление активного словаря без учета четкости произношения слов по лексическим темам.( «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты», «Транспорт».
-
- Развитие простой фразовой речи.- Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. - Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задаёт вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребёнок жестом отвечает на него). - Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем? - Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. - Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию. - Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий ( резать – нож, шить – игла) - Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. - Учить определять причинно – следственные связи (снег – санки, коньки, снежная баба).
-
2. Развитие активной подражательной деятельности
- Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка) - Учить детей называть имена друзей, кукол. - Учить подражанию: -голосам животных; - звукам окружающего мира; - звукам музыкальных инструментов. - Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут. - Учить детей отдавать приказания: иди, на, дай - Учить составлять первые предложения (Вот Тата. Это Тома.) - Учить детей составлять предложения по модели обращение + глагол повелительного наклонения (Тата, спи.)
-
3. Развитие внимания, памяти, мышления.
- Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2-4 игрушки) - Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. - Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). - Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2-3 игрушки одной тематики). - Учить запоминать и проговаривать 2-3 слова (мама, папа). - Учить детей находить из ряда картинок «лишнюю». - Учить детей находить предмет по его контурному изображению. - Учить узнавать предмет по одной его детали. - Учить выбирать предметы определённого цвета, фигуры определённой формы. - Учить детей складывать картинки из двух, четырёх частей. - Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки. - учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.
-
2 этап
Речь детей соответствует 2 уровню Задачи: - Накопление словаря (пассивного и активного) - Работа над слоговой структурой слова - Формирование звукопроизношения доступного. - Работа над лексико – грамматическими категориями - Развитие фразовой речи
-
3 этап
Речь детей соответствует 3 уровню. Задачи: - Продолжать работу по накоплению лексико – грамматических категорий. - Формировать слоговую структуру слов. - Работа над звукопроизношением. - Работа по формированию связной речи.
-
Работа над словарём
Словарь формируется двумя путями: - Накопление словаря по лексическим темам. - Подбор слов по структурно-звуковому подобию /из тех звуков ,которые произносит ребенок делаем слова : «ва»-Валя, вата» и т.д.Используем прием наращивания слогов. Первые слова с одинаковыми открытыми слогами /мама, папа, ляля/,односложные простые слова /на, дай…./. Потом двухсложные слова с разными открытыми слогами/ иди, сиди, пить/ Двухсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова /-утка, тыква/ Трехсложные слова с открытыми слогами /палата, молоко, машина/.
-
Накоплению словаря способствуют следующие моменты: - Развитие внимания к речи окружающих: одноступенчатая инструкция, затем усложнять до двух – трёх ступенчатой - Развитие зрительной и слуховой памяти. (Поставь игрушку так, как я сказала) - Учить слушать более сложные задания и выполнять их. - Развивать фонематический слух и восприятие. - Приём неоднократного повторения слов в разных ситуациях. - Развитие запаса знаний об окружающем.
-
- Создание обстановки интересной для ребёнка. - Отраженное повторение слогов. Сначала простых, одинаковых, затем более сложных и разных, затем из этих слогов делаем слова – это способствует усвоению слоговой структуры слова. - Моделирование слов (лапа – хлопни 2 раза, положи 2 фишки, полоски) - Обязателен принцип опоры на сохранные анализаторы. - При накопление словаря начинаем с существительных, затем вводим глаголы и другие части речи. Можно использовать следующие пособия: Картинки по лексическим темам, лото, «Чудесный мешочек», «Чего не хватает?», «Кому что нужно?»
-
Работа над фразовой речью
Начинаем работу с усвоения линейной структуры фразы. Фразы простые: «На. Дай мяч. Дай.» Затем фразы распространяются : «Оля, дай синий мяч».Сначала формируем беспредложные предложения, а затем с предлогами. Для начала подбираются фразы бытового характера. Предлоги вводим в следующем порядке: у, на, в, с, под, за…Обязательно проводим дифференциацию предложных конструкций : в- из….Конструкции закрепляются сначала в активе ,а затем в пассиве. Далее работаем по дифференциации единственного и множественного числа, женского и мужского рода.
-
Работа над грамматическим строем речи
Начинать работу надо с существительных и глаголов /прилагательные –это абстрактная категория/.Падежи и предлоги вводятся после отработки беспредложных конструкций .Грамматические конструкции отрабатываем по следующему плану :Нужную грамматическую форму ребенок должен научиться понимать/ отработка в импрессивном плане/.Если у ребенка отмечается импрессивный аграмматизм ,то речью он не овладевает. «Покажи, где сидит …,а где сидят…», «Чем можно запирать дверь, покажи».У ребенка должен быть накоплен опыт наблюдений ,как эта форма создается.Ребенок постепенно вовлекается в подражательную деятельность по аналогии. Он употребляет сначала изолированную грамматическую форму, а затем в развернутой речи. На каждом занятии следует ставить четкую грамматическую задачу. Например: вырабатывать у ребенка навык самостоятельного употребления в винительном падеже слов женского рода (вымыли чашку, ложку, тарелку..)
-
Продолжение работы над грамматическим строем речи
Предлоги «В» - где?- в сумке, куда? -в сумку. «НА»- где? –на столе, куда?- на стол. Дифференциация предлогов : (положили в сумку- в стол, лежит – в сумке ,на столе.) Прилагательные Выкладываются предметы красного цвета.Вопросы: Где здесь красные…..?Где здесь красный ….?Где здесь красное……?Где здесь красная….?
-
Числительные Вопросы: Где здесь сидит три бабочки?Где здесь сидят….?Двусложная фраза. Мальчик читает. Мама читает. Фразы с прямым дополнением. «Мальчик читает…книгу, рассказ, журнал, сказку .» «Умный, хороший…..мальчик читает» Фраза распространяется определением Параллельно закрепляется слоговая структура слова . МА -----ЛИ-----НА++ ++ ++ /фишки/
-
Методика логопедической работы с сенсорными алаликами
1 этап. Работа начинается не с восприятия ,а с выработки внимания. Ребенка учат неречевым мимическим заданиям : доска Сегена, обводки, раскраски, мозаика, рисование, штриховка, составление картинок из кубиков, нанизывание бус. Параллельно работаем над развитием работоспособности, наблюдательности. На данном этапе деятельность ребенка должна быть неречевой.
-
2 этап
Учат различать и дифференцировать близкие по звучанию звуки, звуковой шумовой ряд более далеких звуков к более близким звукам неречевого характера /колокольчик, барабан, погремушки, бубен, удар ложкой по стакану, по столу/.Постепенно звуко-шумовой ряд увеличивается, усложняется. Например, различение шума сжимаемой бумаги и полиэтиленовой пленки.
-
3 этап
Включение сильного, однообразного речевого звука в звуко-шумовой ряд: р-р-р-р. Как только ребенок начинает выделять речевой звук из шумового ряда, этот звук материализуется через одну из игрушек /собака, пылесос, самолет и т.д./.Причем материализуется только через одну конкретную игрушку. Затем берется следующий звук :а-а-а, так же определяется и материализуется через конкретную картинку. Все звуки повторяются, особенно выделяются речевые звуки и одновременно вводим букву. Ребенок в итоге должен через конкретную картинку при звуке «Р» /самолет/ показать букву «Р».При звуке «А» показать куклу и букву «А».На данном этапе постоянно устанавливаем связь звукового изображения с буквой.
-
4 этап
Включаем в работу слоги .Дети учат слоги, которыми можно обозначить предметы: мяч- па-па-па, корова -му- му- му ,собака –ав –ав -ав. Изображения предметов должны быть конкретными и красочными, соответствующего цвета. Обучение на этом этапе глобальное и целостное. От слогов переходим к словам. МАК, СОК, -картинки -буквы. Ребенок учится различать далекие по смыслу слова / транспорт-мак/Параллельно с этой работой составляется список стандартных инструкций обиходно-бытового характера.»Достань платок. Вытри нос.»-проговаривается с одной интонацией ,многократно на фоне звукошумовых рядов. Обязательно помогаем ребенку жестом –«открой дверь»,выделяем интонацией, показываем табличку. Обучение проводится по условно-рефлекторной методике, через закрепление звучания и действия, через демонстрацию инструкций и показ инструкций на табличках. Проводится разучивание комплекса физических упражнений с речевым сопровождением «руки вверх, руки в стороны…..».
-
5 этап
Вводится работа по логическим, тематическим цепочкам. Все упражнения проводятся микродозами. В более легких случаях ведется работа по развитию фонематического слуха. Выделение определенного звука из ряда звуков: а- у- О- т-п. Выделение слога: СА- ра- ША -да. Далее выделяем слово из ряда слов сад-дом- КОМ- рак. Раскладываем картинки с заданным звуком в начале слова, в середине, в конце. Выбираем из словаря картинки на определенный звук. Игра»Цепочка слов» МА------лина------рина------шина.Определяем линейную последовательность звуков.Выделять и различать звук легче в чужой речи, чем в своей. Звуки следует произносить отставлено, через интервал. Затем ребенок должен назвать слово целиком: Р_У_Ч_К_А. Ребенок должен учиться сливать звуки в слово, сохранять звуки в памяти.
-
Цели логопедической работы с сенсорным алаликом
- Выделение звука из ряда звуков.- Формирование речеслухового восприятия на уровне слова.- Формирование речеслухового восприятия на уровне фразы /аналитико-синтетическая работа/- Развивать умение различать звуки из окружающей среды - Развивать умение определять источник направления и акустический характер звука /на дудке, на барабане…/- Развивать умение различать звуки и их сочетания «АУ»,»УА». - Развивать умение воспринимать интонационное выражение: ай – боль; ой – удивление; ох – усталость. - Развивать умение соотносить звучание с предметом: му – корова, би – машина.
-
- Развивать умение различать звуки в слове и определять их место.- Развивать умение воспринимать ритмический рисунок слова :роза- два хлопка, дом- один хлопок.- Формировать умение подбирать слова на заданный звук.- Учить анализировать звуковой ряд из гласных звуков.- Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из гласных и согласных звуков.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.