Содержание
-
Личностно- ориентированный подход на уроках литературы ( по методике Е.Н. Ильина)
Силинская Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназии №4 г. Можайска
-
Личностно- ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личностичеловека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
-
Евгений Николаевич Ильин
Евгений Николаевич Ильин родился 8 ноября 1929 года в Ленинграде. Окончил ЛГУ в 1955 году. Работал учителем литературы в школах Ленинграда. С 1993 года – профессор Открытого университета экологии человека и искусства в Санкт-Петербурге.
-
Методика Е.Н. Ильина
Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н.Ильин Библиография: Ильин Е.Н. Урок продолжается. – М.: Просвещение, 1973.Ильин Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.Ильин Е.Н. Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” – М.: Просвещение, 1985.Ильин Е.Н. Шаги навстречу. – М.: Просвещение, 1986.Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986; Калининград, 1989 (с изм.).Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1986.Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М.: Педагогика, 1991.Ильин Е.Н. Минувших дней итоги… – Л.: Лениздат, 1991.Ильин Е.Н. Из блокнота словесника. – С-Пб., 1993.Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. – М.: Школа-Пресс, 1994.Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель – учителю). – С-Пб., 1995.Ильин Е.Н. Деловой человек и книга. – С-Пб., 1995.Ильин Е.Н. Воспитаем читателя. (Советы родителям). – С-Пб., 1995
-
Целевые ориентации • Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. • Преподавание литературы как искусства.
-
Концептуальные положения и гипотезы • усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку; • принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений; • художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем; • принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания; • в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду; • идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
-
• нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений; • знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития; • сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины; • педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»; • формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать; • метод духовного контакта; • демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю; • учитель - предметник, художник, врач; • работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
-
Особенности содержания Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы: а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице); в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
-
Особенности методики В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
-
Урок литературы - это: - человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; - своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя; - не аргументы и факты, а открытия; - совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
-
“Ученик знает о себе больше, чем мы о нем. Наша задача – уроком (!) доказать ему это, т.е. помочь управлять самим собою без нашей помощи”.“Что значит по-человечески относиться к ученику? Признать его слабости и вместе с ним, но незаметно для него, одолевать их. “Этапами”, “эволюциями”, “портретами” самих ребят заниматься с такой же глубиной и охотой, как и судьбами литературных героев. Вот вам и общий язык, т.е. понимание внутренней, скрытой жизни ученика, которую нельзя упрощать и на самую малость. Зная это, словесник знает намного больше того, с чем пришел к ребятам”. Е.Н. Ильин «Шаги навстречу» 1986г.
-
Заключение
Использование методики Ильина Е.Н. помогает реализовать личностно-ориентированный подход на уроках литературы. Личность ученика, его особенности, мысли, чувства раскрываются за счёт живого общения, гармоничного обсуждения нравственных вопросов, которые поднимаются в художественной литературе. Таким образом урок литературы становится важным этапом становления личности ученика.
-
Список использованной литературы:
Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. http://ps.1september.ru/article.php?ID=200005501 http://moirang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/sistema_e_n_ilina/12-1-0-47
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.