Презентация на тему "Личностно-ориентированный подход на уроках литературы"

Презентация: Личностно-ориентированный подход на уроках литературы
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.38 Мб). Тема: "Личностно-ориентированный подход на уроках литературы". Предмет: педагогика. 14 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Личностно-ориентированный подход на уроках литературы
    Слайд 1

    Личностно- ориентированный подход на уроках литературы ( по методике Е.Н. Ильина)

    Силинская Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназии №4 г. Можайска

  • Слайд 2

    Личностно- ориентированный подход

    Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личностичеловека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

  • Слайд 3

    Евгений Николаевич Ильин

    Евгений Николаевич Ильин родился 8 ноября 1929 года в Ленинграде. Окончил ЛГУ в 1955 году. Работал учителем литературы в школах Ленинграда. С 1993 года – профессор Открытого университета экологии человека и искусства в Санкт-Петербурге. 

  • Слайд 4

    Методика Е.Н. Ильина

    Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н.Ильин Библиография: Ильин Е.Н. Урок продолжается. – М.: Просвещение, 1973.Ильин Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.Ильин Е.Н. Роман М.А. Шолохова “Поднятая целина” – М.: Просвещение, 1985.Ильин Е.Н. Шаги навстречу. – М.: Просвещение, 1986.Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986; Калининград, 1989 (с изм.).Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1986.Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М.: Педагогика, 1991.Ильин Е.Н. Минувших дней итоги… – Л.: Лениздат, 1991.Ильин Е.Н. Из блокнота словесника. – С-Пб., 1993.Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. – М.: Школа-Пресс, 1994.Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель – учителю). – С-Пб., 1995.Ильин Е.Н. Деловой человек и книга. – С-Пб., 1995.Ильин Е.Н. Воспитаем читателя. (Советы родителям). – С-Пб., 1995

  • Слайд 5

    Целевые ориентации •  Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. •  Преподавание литературы как искусства.

  • Слайд 6

    Концептуальные положения и гипотезы • усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку; •  принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений; •  художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем; •  принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания; •  в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду; •  идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;

  • Слайд 7

    •  нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений; •  знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития; •  сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины; •  педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»; •  формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать; •  метод духовного контакта; •  демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю; •  учитель - предметник, художник, врач; •  работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

  • Слайд 8

    Особенности содержания Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы: а)  вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице); в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

  • Слайд 9

    Особенности методики В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

  • Слайд 10

    Урок литературы - это: -   человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; -   своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя; -   не аргументы и факты, а открытия; -   совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

  • Слайд 11

    “Ученик знает о себе больше, чем мы о нем. Наша задача – уроком (!) доказать ему это, т.е. помочь управлять самим собою без нашей помощи”.“Что значит по-человечески относиться к ученику? Признать его слабости и вместе с ним, но незаметно для него, одолевать их. “Этапами”, “эволюциями”, “портретами” самих ребят заниматься с такой же глубиной и охотой, как и судьбами литературных героев. Вот вам и общий язык, т.е. понимание внутренней, скрытой жизни ученика, которую нельзя упрощать и на самую малость. Зная это, словесник знает намного больше того, с чем пришел к ребятам”. Е.Н. Ильин «Шаги навстречу» 1986г.

  • Слайд 12

    Заключение

    Использование методики Ильина Е.Н. помогает реализовать личностно-ориентированный подход на уроках литературы. Личность ученика, его особенности, мысли, чувства раскрываются за счёт живого общения, гармоничного обсуждения нравственных вопросов, которые поднимаются в художественной литературе. Таким образом урок литературы становится важным этапом становления личности ученика.

  • Слайд 13

    Список использованной литературы:

     Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.   СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. http://ps.1september.ru/article.php?ID=200005501 http://moirang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/sistema_e_n_ilina/12-1-0-47

  • Слайд 14

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке