Содержание
-
«Здоровые» дети
-
Ежедневно в течение 10-11 лет полдня дети проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. В процессе школьной жизни базовая потребность ученика ощущать себя причастным к школьной общности воплощается в три частные цели: 1 цель — ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность), 2 цель — строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность), 3 цель — вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).
-
Дети пытаются достигнуть этих целей всеми доступными им способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушение дисциплины» или «плохое поведение». Как правило, на предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как: качество отношений между ним и учителем; классная атмосфера, направленная на успех или, наоборот, деструктивная; соответствующая этому структура классного коллектива. Нарушая дисциплину ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна их четырех целей: привлечение внимания власть месть избегание неудачи
-
Каковы бы ни были цели плохих поступков детей, мы должны взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение, заменить неконструктивный способ на правильный и эффективный.
-
Мотивация привлечения внимания. Дети, ищущие внимания окружающих, действуют как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. В младших классах их действия обязательно предназначаются учителю. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя.
-
Происхождение поведения, направленного на привлечение внимания Первая причина. Как ребенок научился получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо ведет себя? Еще в раннем детстве ребенок плачет — к нему бегут родители. Он разбил вазу и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» — вот, что усвоил ребенок. Сердитое внимание лучше, чем никакого.
-
Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания, в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Оценки есть?», «Ты поел?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением в школе не избежать.
-
Два главных принципа защититься от поведения, направленного на привлечение внимания.
1. Уделяйте много внимания тогда когда ребенок ведет себя хорошо. В 2, 3, 10 раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое! 2. Научите детей просто и открыто просить внимания когда они в нем особенно нуждаются.
-
Характеристики властолюбивого поведения
Властолюбивые подростки постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. Иногда они устраивают сцены с помощью различных тактик: медлительности, недоделанной работы, шума, когда остальные работают. Иногда они бормочат ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они могут просто не считаться с требованиями или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой. Как правило властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны зрители и свидетели их власти. Они провоцируют перед зрителями, и вы чувствуете, что если проиграете эту публичную схватку, то в глазах всего общества останетесь с ярлыком «проигравший».
-
Поведение, ищущих власти, может иметь активную и пассивную формы.
Вспышки негодования нужны для МАНИПУЛИРОВАНИЯ взрослыми и для достижения своих требований. Словесное негодование Подростки хамят, неуважительно и вызывающе отвечают на просьбу сделать что-то. Другой вариант — ученики выдают «синдром адвоката». Эти активные и яркие - не хамят, они разговаривают в вежливой и дружеской манере, но предлагают абсолютно нелогичные обоснования своего невыполнения заданий. Их дружелюбие часто сбивает с толку, и взрослый поддается. Повторные попытки приводят нас в замешательство, и мы быстро раздражаемся от их словесной акробатики.
-
ВЛАСТОЛЮБИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПАССИВНАЯ ФОРМАТихое непослушание
Подростки, выбирающие пассивное непослушание, избегают «сцен». Они не демонстрируют явную конфронтацию и не говорят много, как это делают активные властолюбцы. Вместо этого они улыбаются нам и говорят то, что мы хотим услышать. Затем они делают то, что они хотят. Есть два существенных признака, по которым легко определить, было ли поведение направлено на власть. Речь идет о 1) эмоциях и 2) первом побуждении, которое в нас вызывает такое поведение. Первый признак — это эмоции гнева, негодования и замешательства из-за своей беспомощности или даже страх. Второй признак — это наш естественный импульс — немедленно прекратить выходку.
-
Модели властолюбивого поведения повсюду вокруг нас. Детей, которые нуждаются в утверждении себя через власть, становится все больше. И здесь есть две причины. Одна из них — современные социальные отношения. Раньше ребенок должен был строго соответствовать роли: хорошо учиться и быть послушным и вежливым, а взрослый выполнял роль строгого, но благожелательного судьи. Теперь все изменилось: роли заменены межличностными отношениями, и взрослый интересуется такими вопросами, как: «Что вы хотите?», «Что вы собираетесь делать?», «В чем вы нуждаетесь?». Фактически в нашем обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети и не умеют подчиняться.
-
Другая причина распространения властолюбивого поведения — мода на «сильную личность». Сильная личность, победитель, индивидуальность, борец — вот герои сегодняшнего дня. Люди читают книги с названиями: «Как стать победителем», «Как достичь успеха и влиять на людей» и т.п. Общество большое внимание уделяет развитию индивидуальности, способностей, делают акцент на достижениях. Отсюда — новая ценность — личностная сила. Но дети зачастую путают смыслы. Понятие «сильная личность» для них может означать не столько власть, равную контролю над собственной личностью (характером, слабостями и т.д.), сколько власть над другими людьми. Они утверждают себя, таким образом, не в отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими.
-
Принципы профилактики властолюбивого поведения: как себя вести, чтобы поведение не возобновлялось Ребята с властолюбивым поведением постоянно находятся в конфронтации, но ведут себя очень хитро и изобретательно. Их отношения можно представить как игру с кошкой и куском бумажки на веревочке. Они как бы подсовывают эту веревку вам под нос, искушая вас. Вы хотите схватить ее, и вам уже кажется, что удается это сделать, как они стремительно вырывают веревку, приводя вас в смущение и вызывая замешательство. Такие люди точно выбирают время, место и повод для своей борьбы за власть, подстерегая вас в те минуты, когда вы расслаблены, и точно зная ваши слабости. Попробуйте перестать ловить веревку. Вместо этого воспользуйтесь двумя принципами профилактики: избегайте прямой конфронтации; уход от конфронтации и снижение напряженности. позволяйте детям проявлять власть и руководить разрешенными способами.
-
Характеристики мстительного поведения
Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания, и даже властолюбивые дети иногда могут быть нормальными, обаятельными и симпатичными людьми. Ребята, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Они — самый тяжелый случай для воспитания. Кажется, что они всегда готовы провоцировать. Этих детей можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов, в адрес другого, как «подлый», «злобный», «жестокий». Когда маленький еще человек, устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослый ответил применением силы. Да, мы взрослые можем поставить ребенка на место, ибо мы сильнее, и у нас есть система угроз, шантажа и санкций. Однако, такой способ реагирования обычно оказывается непродуктивным, ибо в некоторых душах он сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью.
-
Принципы профилактики мстительного поведения. Существует два главных принципа поведения, которые приводят к уменьшению случаев мстительных выходок на ваших. Первый — строить отношения так, чтобы в них чувствовалась забота. Хотя понятно, что такой совет означает, что взрослый должен обладать личной смелостью и мудростью. В самом деле: естественная реакция на человека, который нас обидел, — негодование. Однако, если следовать принципу: «Отличай поступок от того, кто его сделал», можно сделать шаг в позитивном направлении. Второй принцип — обучение ребенка тому, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение к разговору в момент травмы или потрясения. Когда дети научатся этому, они смогут разрешать внутренние конфликты и общаться, вместо того, чтобы раздавать удары налево и направо.
-
Если конфликт уже созрел, то…
Вспомните о методике«Активного и пассивного слушания»
-
Техника активного и пассивного СЛУШАНИЯ включает в себя:
невопросительную интонацию (т.к. вопрос не отражает сочувствия); повторение сказанного и озвучивание чувства; можно повторять: слово, фразу, пару фраз, делать резюме; вводные слова («если я тебя правильно поняла, то ...», «итак...»); умение держать паузу; обязательную невербальную подстройку (позой, жестами, мимикой).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.