Содержание
-
Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования
Чувашова Е.А. МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Цыбулева»
-
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод); проектировочной (замысел, реализация, рефлексия); сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий); моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов логических конструктов изучаемых систем); конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект); прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
-
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
-
Метаспособы- методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
-
Метаумения- присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся: - теоретическое мышление; навыки переработки информации ; критическое мышление; творческое мышление; - регулятивные умения; - качества мышления.
-
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
-
Метапредметный подход
предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов
-
Проблема разобщённости научного знания.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
-
Метапредметностьподразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
-
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительо двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.
-
ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ:
«Знание» «Знак» «Проблема» «Задача» «Мироведение» «Смысл» «Ситуация» «Схема» «Идеализация»
-
«ЗНАНИЕ»
В рамках этого метапредмета формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
-
«ЗНАК»
В рамках метапредмета«Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
-
Метапредмет «Проблема»
обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности) учащегося, поскольку при попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения по вопросу, порождающему проблему. Появление своей точки зрения в проблемной ситуации и превращение ее в позицию представляет собой процесс самоопределения.
-
«ЗАДАЧА»
На метапредмете«Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
-
«Мироведение»
Как устроен мир? Какова связь природы и культуры? Что такое пространство и время? Подобные вопросы составляют основу учебного метапредмета — интегрированного развивающего курса «Мироведение», в котором предлагается особый тип образования, соединяющий гуманитарные и естественнонаучные способы познания. Основные темы курса «Происхождение мира», «Стихии мира», «Царства природы» могут быть рассмотрены как в начальной, так и в средней школе.
-
Проблемы традиционного преподавания математики
Традиционное обучение математике зачастую сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышление происходит только у небольшой части детей, обладающих способностями к математике. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. Им скучно, так как смысл такой работы им непонятен. При этом развивается память, но мышление точно не развивается.
-
y 0 1 1 Термины: Абсцисса, ось абсцисс Ордината, ось ординат Начало координат Единичный отрезок Введение системы координат как изобразить точку с данными координатами как найти координаты изображенной точки x Алгоритмы:
-
Введение понятия системы координат с помощью метапредмета «Задача»
ЗАДАЧА:
-
Способ 1 Способ 2 Представление о системе координат Модель 1 Модель 2 прямая, отрезок, перпендикулярность географическое направление, луч, угол, отрезок Прямоугольная декартова система координат Полярная система координат Версия 1 Версия 2 Что общего? В чем различия?
-
Проблемная ситуация: постройте треугольник с углами 9000, 12000, 6000. Фрагмент урока по теме "Сумма углов треугольника", геометрия 7 класс
-
“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”. П.П.Болонский
-
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметность выступает как условие целостности познания.
-
Спасибо за внимание !!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.