Содержание
-
Методическая разработка РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ «Словообразование. Орфография».
1 Выполнила: учитель русского языка Валузина Наталья Васильевна
-
Пояснительная записка.
Одним из важнейших разделов, изучаемых в 6 классе, является «Словообразование. Орфография». Для методической разработки выбран этот раздел, так как он является ключевым в изучении орфографии и содержит систему понятий из области морфемики и словообразования; сведения об орфографии ; перечень видов орфограмм по данной теме. 2
-
Цели раздела:
а) познавательные: 1) Формировать у учащихся знания о структуре слов. 2) Дать представление об основных способах образования слов в русском языке. 3) Совершенствовать умение производить морфемный и словообразовательный разборы слова. 4) Формировать умения учитывать значение морфем при выборе их правильного написания. б) развивающие: 1) Развивать логическое мышление, умение анализировать. 2) Обучать школьников связно излагать свои мысли в устной или письменной форме. в) воспитательные: 1) Воспитывать интерес к изучению предмета. 2) Воспитание учащихся средствами данного предмета. 3
-
Психолого-педагогическая характеристика
Для учащихся 5-6 классов характерно обращение к своему внутреннему миру – у них начинает развиваться потребность в осознании своих личных качеств. Большое место в жизни младшего подростка занимает игровая деятельность. Этот возраст отличается повышенной эмоциональностью и возбудимостью, любознательностью и активностью. В мышлении преобладают наглядно-образный и практически действенный компоненты. Эти факторы учитываются мной при подготовке и проведении уроков в 6 классе. 4
-
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
Учащиеся должны знать - условия выбора написания корней с чередованием гласных; - лексическое значение корней с чередующимися гласными; - условия выбора букв ы и и после приставок на согласные; - о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от их значения; - основные способы образования слов в русском языке; - об этимологических словарях, особенностях построения в них словарных статей; - об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е. - о видах сложносокращенных слов по способу их образования. Учащиеся должны уметь 5 - определять условия выбора о и а в корнях с чередованием; - правильно применять правило «Буквы ы и и после приставок»; - различать значения и правописание слов с приставками пре- и при-; - определять способ образования слов; - пользоваться этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования; - верно выбирать соединительные гласные о и е в сложных словах; - определять лексическое значение сложносокращенных слов, правильно употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени.
-
Обоснование использования технологий,методов, форм организации деятельности учащихся
На своих уроках я использую разные методы обучения. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый. По источнику получения знаний: словесные методы; наглядные методы; практические методы. Формирую у учащихся умение работать с учебником, дополнительной литературой, таблицами и опорными конспектами.. Для стимуляции интереса к предмету включаю в содержание уроков познавательные игры, опорные конспекты, занимательные задания; использую различные формы учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, групповую. На уроках стараюсь поддерживать доброжелательную атмосферу сотрудничества, создавать условия для творчества и самореализации личности, использую личностно-ориентированный подход. 6
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Использование методики В.Ф. Шаталова по работе с опорными сигналами. Функции опорных сигналов: 1)Обеспечивают логически последовательное раскрытие темы. 2) Осуществляют обратную связь на этапе первичного объяснения материала. 3) Упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку. 4) Позволяют резко увеличить объем изучаемого на уроке материала. 5) Снимают проблему накопляемости оценок. 6) Приучают детей к художественной образности и графическому моделированию. ИГРАТЬ РАЗЫГРАТЬ межинститутский СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ ПРИ- ПРИСОЕДИНЕНИЕ . . . ПРИБЛИЖЕНИЕ . . . БЛИЗОСТЬ . . . НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ . . . ПРЕ- ≈ ПЕРЕ- . . . ≈ ОЧЕНЬ . . . ПР…ТВОРИЛ МЕЧТУ ЗНАЧЕНИЕ ПР…ТВОРИЛ ДВЕРЬ ПРИОБРЕСТИ СЛОВАРь ПРЕОДОЛЕТЬ 7
-
проблемное обучение. метод обучения – исследовательский.
Например, при изучении чередований гласных в корнях используется лингвистическая задача со следующими заданиями: Выразительно прочитайте текст К.Г. Паустовского. Что нового вы узнали о заре и зарнице? Какие знания нам необходимы для правильного написания этих слов? С какими трудностями мы можем столкнуться при лексическом и орфографическом анализе текста? Составьте словообразовательное гнездо с данным корнем(воспользуйтесь словарем). 8
-
Применение информационных технологий .
Использование образовательного комплекса под редакцией О.И. Руденко-Моргун «Русский язык. Морфология. Орфография» для проведения урока «Словообразование». Русский язык 6 класс. Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. Уроки русского языка 5-6 классы. Мультимедийное приложение издательства «Глобус». 9
-
Поурочное планирование по разделу
10
-
11
-
Разработка урока
Тема урока «Чередование гласных в корне слова». Класс 6 «А» Тип урока: урок обобщения изученного материала. Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: 1. Систематизировать знания по теме «Чередование гласных в корнях». Развивающие: 1.Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности. 2.Отрабратывать навыки устной речи, публичных выступлений. Воспитательная: 1. ВОСПИТЫВАТЬ АКТИВНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ, ЛЮБОВЬ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Оборудование и материалы к уроку: опорный конспект, учебники, тетради, мультимедиа, тесты. 12
-
Ход урока
13
-
14
-
14
-
16 Ученики выполняют творческую работу.
-
17
-
Опорный конспект «Чередование гласных в корнях»
О А Коснуться -кос- -каса- . . . Загорать загар Зори заря . –лож- -лага- . . . -рос- -раст- -ращ- выращу Но! Ростов, росток отрасль ростовщик, Е И -бер- бира- -пер- -пира- -дер- -дира- -тер- -тира- -мер- -мира- -стел- -стила- -блест- -блиста- -жег- -жига- -чет- -чита 18
-
Проверочные работы.
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) предл..жение, слаг..емое, изл..жение, дол..жить 2) возл..гать, предл..гать, предпол..гаемый, пол..гать 3) изл..гать, сл..жить, распол..жение, предпол..гать 4) прил..жение, ул..жить, пол..жение, разл..жить 2. В каком ряду во всех словах пропущена буква О? 1) выр..сли, подр..сли, выр..щенный, отр..стать; 2) р..стение, разр..стаются, обр..стать, р..стущий 3) зар..сло, прор..сли, пор..сль, отр..сль 4) зр..сли, р..сток, р..стовщик, недор..сль 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) к..саться, к..саемся, соприк..саться, при..косновение 2) прик..сается, к..сание, к..снитесь, неприк..сновенный 3) прик..сайтесь, к..сательная, к..саюсь, соприк..саешься 4) к..снуться, прик..снешься, к..снись, соприк..снуться 4. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание 2) возг..рание, к..снуться, прил..жение, отр..слевой 3) з..рница, оз..рение, з..ря, оз..ренный 4) з..рька, предл..гать, нар..щение, прик..сновение. 5. В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) уб..рать, нат..рание, прид..раться, расст..лить 2) зам..рание, оп..раться, прот..рать, соб..раться 3) расст..латься, выт..рать, выт..реть, уд..ру. 6. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е? расст...ливший, прот...рать, приб…русь, выд…рнуть 2) соб...ру, прид...русь, зам..реть, неразб…риха 3) отп…рать, …рание, отт...реть, подст…лить. Тесты. 1.Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква а) выр..сти , прил..гать, дог..реть б) оз..рить, дог..реть, прик..сновение в)р..сточек, г..рение, з..ренька 2.а) отп..рать, расст..лить, разб..рать б) зам..рать выч..тание, уб..рала в) зад..ру, ум..рает, расст..лить. 3. а) г..рение, з..рей, заг..рать б) прик..саться. прил..гать, прир..стать в) сл..жение, р..сток, отр..сль 2. Найдите третье лишнее слово. а) сд..рать, уб..рать, заг..рать б) прик..снуться, сл..гаемое, прик..сновение в) р..сток. р..стовщик, р..сли 4.а) приг..рел, з..ренька, выр..стает б) ор..сить, пол..жить, прик..сновение в) заж..гание, уб..рать, выд..рнул 5.а) бур..лом, зап..рли, выд..рнул б) расст..лать, сд..ру, соб..ру в) прик..саться, прил..гаю, приг..раю 19
-
Результативность
20
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.