Содержание
-
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества(2013/14 учебный год)Номинация конкурса:Коррекционная и специальная педагогикаНазвание работы: Методические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся Автор: Бурментьева Наталья Викторовна,учитель математики ГС(К)ОУ школы-интерната №4 Место выполнения работы: г. Тольятти
-
Введение
Наличие, с одной стороны, сложного характера патологических, психологических, физических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями зрения, а с другой стороны, необходимость достижения уровня усвоения знаний, умений и навыков в объёме программы общеобразовательных школ этими детьми определяют необходимость осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения слабовидящих.
-
Что такое дифференциация
Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением. (Скаткин)
-
Виды дифференциации
Внутренняя дифференциация такая организация учебного процесса, при которой учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в рамках их обучения в обычных группах. Все они работают по одинаковым программам и пособиям, но учитель использует индивидуальные методы работы, формы и средства обучения Внешняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся объединяются в группы в соответствии с их особенностями, способностями и склонностями. Обучение в этих группах осуществляется по особым программам и учебникам
-
Психологические основы дифференцированного обучения
Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учёт таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности. Кроме того, на учебную деятельность ученика оказывают влияние различные социальные факторы.
-
Если сгруппировать различные показатели, то полученная типология будет учитывать: Успеваемость; Действенность интереса к учению (устойчивость интереса плюс прилежание); Уровень познавательной самостоятельности (темп продвижения плюс организованность в учении). Следует заметить, что здесь речь идёт об общих особенностях ученика.
-
Дифференцированное обучение слабовидящих детей
Внутри одной школы, внутри одного класса можно встретить детей с самыми разными характеристиками зрительной патологии: с разной этиологией заболевания и с разным состоянием зрительных функций – остроты утраченного зрения для дали и для близи, поля зрения, свето- и цветоразличения. А разные зрительные характеристики свидетельствуют о разных зрительных возможностях учащихся одного класса школы для слабовидящих детей.
-
Внутриклассная дифференциация
По аномальному фактору. Педагог должен выделить группы детей с одинаковыми зрительными возможностями и обеспечить им условия оптимального зрительного восприятия, определить пути и способы дифференциации наглядных методов и средств обучения, а также дифференциацию зрительной работы на уроках.
-
Второй важный фактор организации дифференцированного подхода в обучении слабовидящих детей – изучение психологических особенностей психического развития учащихся при наличии тяжёлой зрительной патологии.
-
Третий фактор – изучение и учёт типологических индивидуальных различий высшей нервной деятельности этих детей. Четвёртый фактор – уровень обучаемости. Здесь учитываются: работоспособность, индивидуальные особенности, темп продвижения, уровень умственного развития, самостоятельности, отношения к учению. Учёные выделяют три уровня: высокий, средний и низкий.
-
Дифферециация учащихся
Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер, она должна быть подвижной, гибкой, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к аждому ученику и способствовать общей активизации класса.
-
Осуществление дифференцированного подхода в процессе обучения предполагает
Контроль за развитием учащихся Усвоением ими знаний, формированием умений и навыков Обеспечение оптимальных условий, способствующих максимальному усвоению программного материала данного класса каждым учащимся Использование тифлоприборов и индивидуальных средств коррекции Использование специальной наглядности, дидактического материала и дидактических игр в соответствии со зрительными возможностями каждой группы (имеется в виду острота зрения, поле зрения, свето- и цветоразличение, приверженность к тому или иному шрифту, контрасту, цвету…)
-
Источники информации
Лекция дистанционных курсов повышения квалификации «Инновационные образовательные технологии обучения детей с ООП» «Дифференциация и индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями». Материалы Санкт-Петербургского государственного университета им.Герцена. Т.В.Бубнова, кафедра тифлопедагогики.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.