Содержание
-
Методическое сопровождение педагогов старших групп направленное на развитие сотрудничества между детьми
Презентацию подготовил: Лунева Александра Владимировна старший воспитатель ГБДОУ №81 Приморского района
-
Актуальность проблемы
-
Узнав, что эта проблема актуальна для педагогов и психологов, следует узнать актуальна ли она для детей ДОУ. Чтобы это выяснить, мною были разработаны задания для обследования детей и критерии к ним.
1) «Беседа - интервью» (на основе диагностики Бельковой А.Н. «Беседа – интервью»). Цель: выявление наличия положительной направленности на взаимодействие со сверстниками. В ходе импровизированного интервью ребенку задаются вопросы, которые предполагают положительный или отрицательный ответ. Вопросы: а. Ты предпочитаешь делать что – либо (играть, рисовать, выполнять поручения, убирать игрушки) один(одна) или с кем-нибудь из детей? б. Если ты играешь с кем-либо, ты часто не соглашаешься с партнером? в. Часто ли ты помогаешь другим детям, у которых что-то не получается? г. А тебе бывает необходима помощь товарищей? д. Как ты считаешь, поделки, рисунки получаются красивее, интереснее, лучше, когда ты их делаешь один(одна) или с товарищем? е. Что для тебя лучше: сделать что – то самому, быстро или делать с друзьями, даже если это займет больше времени. Критерии оценки: + Положительный ответ (ответ ребенка, в котором видно, что у него развито желание сотрудничать с другими детьми в процессе совместной деятельности). - Отрицательный ответ (ответ ребенка направленный на себя).
-
2) Практическая ситуация выбора «Помогаем друзьям». Цель: Выявить особенности развития у детей данного возраста способности к сопереживанию, взаимопомощи, готовность поддержать сверстника.Детям предлагается выслушать историю и предложить варианты решения Содержание ситуации: На занятии по лепке дети получают пластилин и собираются лепить фрукты. Но обнаруживается, что у Иры и Севы пластилина нет. Воспитатель делает вид, что пытается найти два куска пластилина, а затем сообщает, что его больше не осталось. Возникает проблема, как поступить? Воспитатель рассуждает вслух: «Может Иру и Севу надо отпустить с лепки, пусть идут играть? В другой раз будут лепить. Но все родители увидят вазу с фруктами, в которой не окажется фрукта их ребенка, они будут расстроены! Как же нам быть?» Дети начинают высказывать свои предложения.Критерии оценки:+ Ребенок предложил отдать весь свой пластилин или часть, предложил делать фрукт вместе с ним, предложил у всех взять по кусочку для персонажей ситуации.- Ребенок оставался безучастным к проблеме детей. Не мог или не хотел предложить помощь. Хотел поскорее сделать дело и пойти играть.
3) Вербальная ситуация «Объясни правильно» (на основе диагностики Бельковой А.Н.) Цель: Выявить особенности осознания детьми необходимости подробного объяснения для установления взаимопонимания в общении. Содержание: Создаются ситуации, направленные на то, чтобы один ребенок объяснил другому как необходимо выполнить то или иное действие (уход за цветами, оформление игры, уборка со столов после рисования и так далее). Критерии оценки: + Ребенок правильно выполнил необходимые действия, сопроводив их подробными, понятными объяснениями. - Ребенок не смог справится с заданием и соответственно объяснить его.
-
4) Практическая ситуация «Разложи как надо».Цель: Выявить умение сотрудничать со сверстниками в процессе какой – либо деятельности.Например: Воспитатель говорит детям «Ребята, я наводила порядок в уголке природы и обнаружила, что весь природный материал смешался». Теперь мне все это необходимо разобрать. Не могли бы вы помочь мне. Кто готов, разделитесь на группы по 5 человек, и я каждой группе предложу мешочек с природным материалом. Затем вы распределитесь, кто и что будет делать, кто разбирать, кто раскладывать материал по коробочкам, кто убирать после сортировки.Критерии оценки:+ Дети быстро объединились в подгруппу. В процессе выполнения легко распределили задания. Выполняли быстро, без ссор, аккуратно, не испортив природный материал.- Ребенок так и не смог самостоятельно найти подгруппу, с которой бы ему хотелось выполнять задание. Часто вступал в конфликт. Торопился, был неаккуратен. Каждое из предложенных действий было ему не по душе. Повредил природный материал из-за резкости или недовольства.
5) Наблюдение за детьми в процессе выполнения совместной работы. Цель: Выявить умение детей выполнять совместные действия для достижения общих целей. Критерии оценки: + Качественно выполнял свою часть общей работы. В случае необходимости приходил на помощь напарнику. Оставался доволен результатом. После оформления работы говорил воспитателю и родителям, что это сделал он совместно с другими детьми, а не один. - Ребенок не всегда мог самостоятельно выполнить какое – либо действие. Часто нуждался в помощи. Был неаккуратен. Остался недоволен результатом. Говорил «я сделал», а не «мы сделали». Сам помощь оказать не мог или не хотел.
-
Полученные результаты, как правило, показывают, что работа в данном направлении ведется недостаточно и необходимо обращать на эту проблему больше внимания.
Место для фото
-
Помимо знаний об уровне развития сотрудничества между детьми, необходимо знать отношение педагогов к этой проблеме. Для этого я разработала анкеты.
Анкета для педагогов. 1. Как вы считаете, является ли развитие сотрудничества, у детей дошкольного возраста, необходимой составляющей для целостного развития ребенка? 2. Важна ли, на ваш взгляд, роль взрослого для развития положительных взаимоотношений между детьми? 3. Как вы считаете, развивать сотрудничество между детьми необходимо только в каких – то определенных видах деятельности или в разных? 4. Планируете ли вы решение задач развития сотрудничества между детьми? 5. Нравится ли детям вашей группы выполнять совместные трудовые действия, поручения, коллективные игры и другие совместные действия? 8. Чему на ваш взгляд способствует развитие сотрудничества в разных видах детской деятельности? 9. Более продуктивной деятельность детей является при совместной или индивидуальной ее организации? 10. Часто ли возникают трудности при организации совместной деятельности детей? С чем на ваш взгляд это связанно?
-
Анализ анкет, как правило показывает, что педагоги не планируют развитие сотрудничества между детьми, уделяют для этого время только в свободные минуты, коих почти не бывает. Знают, что более интересной деятельность детей является при совместном ее выполнении, но предпочитают работать с детьми по отдельности, так тише, спокойнее проще. При этом педагоги уверенны, что будь дети дружелюбнее, уступчивее, умей они договариваться, то в группе была бы очень комфортная и спокойная обстановка
-
Ну и конечно никуда не деться от анализа развивающей среды. Для этого я оформила карту оперативного контроля, которая поможет раскрыть наличие содержания необходимого для развития сотрудничества между детьми.
-
Чтобы обеспечить полное методическое сопровождение педагогов, необходимо вести работу в трех направлениях:
-
Самое ценное, что есть в детском саду (конечно после детей) – кадры. И поэтому первое, что нужно сделать - мотивировать педагогов. Ведь от их заинтересованности, желания зависит успех дальнейшей работы. Можно, конечно, пообещать дополнительный оплачиваемый отпуск, но это не в нашей компетенции, поэтому мы рисуем другие перспективы.
Педагог развивает между детьми сотрудничество дети могут самостоятельно проводить свободное время в группе порядок, тишина, мир педагог успевает сделать больше не задерживается на работе, не берет работу на дом в доме покой и уют
-
После того, как воспитатели морально подготовятся к работе в данном направлении, им необходимо разъяснить как взаимодействовать с родителями. На этом этапе я провела консультацию с педагогами и рекомендовала им использовать следующие формы работы с родителями:
-
Далее я составила советы и рекомендации педагогам по совершенствованию развивающей среды способствующей развитию сотрудничества между детьми Развивающая среда, является одним из средств развития ребенка. Поэтому при ее создании, необходимо учитывать основные требования к ее организации. Необходимо подключать родителей к созданию развивающей среды. Советоваться с ними, воспользоваться их помощью при перестановке, в приобретении и разработке игр и пособий, необходимых для развития сотрудничества. Во-первых, это облегчит работу педагогов, а во вторых, поможет максимально приблизить развивающую среду к интересам детей, сделать ее более уютной. Общаясь с родителями, можно выявить особенности взаимоотношений детей в семейной обстановке с родственниками и друзьями (дома дети могут вести иначе, чем в детском саду), особенности темперамента ребенка, его интересы и склонности. И это поможет при подборе партнеров для совместной игровой, трудовой и других видов деятельности, что в свою очередь будет способствовать развитию сотрудничества между детьми. Атрибуты для трудовых действий, следует подбирать совместно с детьми (по возможности). Это будет стимулировать у детей интерес к дальнейшей работе с ними. Их должно быть достаточное количество, чтобы дети могли объединяться для выполнения совместных действий. Все работы детей следует вывешивать для всеобщего обозрения, направляя тем самым других детей к совместным действиям. Следует не только регулярно планировать совместную деятельность детей, но и сделать все возможное для развития интереса и желания самостоятельно объединяться для игровых, трудовых действий, инсценировок и т.д. Обращать внимание на одиноких или «не принятых» детей, и делать все возможное для включения такого ребенка в совместные действия с другими детьми. Необходимо создать картотеки игр, рассказов, стихов, считалок, подобрать наглядный материал, который необходим для развития сотрудничества (приложение 3) Можно повесить на видном для детей месте «полезные знаки» и схемы взаимодействия, которыми дети смогут воспользоваться при объединении (приложение 4) Таким образом, следует создать такую развивающую среду, которая бы максимально содействовала в развитии сотрудничества детей.
-
Помимо работы с родителями и оформления развивающей среды, перед педагогами стоит главная задача- работа с детьми. В помощь педагогам были подобраны и разработаны некоторые методические материалы:
-
Почти вся дальнейшая работа зависит непосредственно от педагогов, от ихграмотного использования полученных рекомендаций и знаний, от их желания и трудолюбия. Итогом работы по данному направлению может быть:
-
-
Мы не будем хвастаться, что у нас самая лучшая клумба. Мы будем гордиться, что сделали ее своими руками, вместе с ДРУЗЬЯМИ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.