Содержание
-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩЁЛКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 6» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИФормированиекаллиграфического навыка письма
Автор: Сушенцова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ МО
-
Цель: формирование навыка грамотного и каллиграфического письма у учащихся.
Задачи: изучить методическую литературу по данной проблеме; апробировать методики обучения каллиграфического письма; сформировать у учащихся навык грамотного и каллиграфического письма.
-
Актуальность темы
Ученик, овладевший каллиграфическим письмом, это принципиально другой ученик, чем тот, который только что пришел в школу. Он на личном опыте убедился, как от каракули дошел до отличного письма. Теперь он все будет делать красиво, старательно, уверенно. Следовательно, каллиграфическое письмо – это не только общеучебный навык, но и средство воспитания необходимых в жизни черт характера человека.
-
Теоретическая база опыта
Данная проблема оставалась и остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: «Письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов (Агаркова Н.Г., Безруких М.М., Боголюбов Н.Н., Гурьянов Е.В., Желтовская Л.Я., Илюхина В.А., Потапова Е.Н., Соколова Е.Н., Федосова Н.А.).
-
Концепция
1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при проведении всех уроков. 2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки. 3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников. 4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы «Школа 2100». 5. Сделать минутки чистописания универсальной частью уроков. 6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.
-
Процесс формирования
СПОСОБ (как формировать?) ОБЪЕКТ РЕЗУЛЬТАТ (что формировать?) (для чего формировать?)
-
Что формировать?
За время работы я поняла: не следует сразу «бросаться» учить детей писать, при этом, требуя, чтобы они все делали так, как в «Прописях». Главное - заставить их полюбить сам процесс, заронить в их души понятие «красота» и научить применять его в своей работе. Я стараюсь показать детям красоту слова и убедить, что красивое содержание достойно красивой формы. Почерк должен быть также красив, как смысл тех слов, что дети пишут в своих тетрадях.
-
Как формировать?
Обучение первоначальному письму основывается на принципах поэлементного изучения букв. Суть поэлементного принципа состоит в том, что при знакомстве с буквой ученик должен зрительно представлять, из каких элементов состоят буквы и как они располагаются в пространстве. Перед написанием буквы ребенок должен осознать, как он эти элементы может соединить при письме. Это основа для выработки графического навыка.
-
В послебукварный период стараюсь закрепить указанные выше умения и начать отрабатывать автоматизированность графического навыка. Во 2 классе происходит закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствование навыка письма в одну линейку. Эта работа продолжается и в 3 классе: закрепление навыка начертания букв, способов соединений в словах, предложениях, текстах. Ведётся работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера. В 4 классе идет следующий этап по совершенствованию каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма.
-
Программа развивающей направленности, по которой я работаю, накладывает отпечаток и на этап тренировки в каллиграфическом письме. Механическое написание элементов и букв неприемлемо. Стараюсь эту работу проводить творчески, чтобы она являлась частью процесса 1. Узнай, какую букву мы будем писать. Она встречается чаще остальных. а о б у ы о а д а б 2. Найдите «лишнюю» букву. р м д с г ж ж д з л т х ш ч щ ц 3. Определите следующую букву.
-
4. Расшифруй запись.
-
6. Установи закономерность. ар арраррр Мя Мю Мэ М… М… 7. Найди общую букву. ва он ор ан бу ор 8. Реши грамматическую задачу. солнце Солнце
-
-
Тематическое построение «минуток чистописания»
Тематическое построение «минуток чистописания» позволяет расширить объем знаний учащихся и соединить данные задания с уроками для создания единого цельного образа. Материал подготавливаю таким образом, чтобы он был тесно связан с темой урока и являлся своеобразным «мостиком», помогающим перейти к уроку.
-
Минутка чистописания(математика)
К нам на урок пришли герои мультфильма: попугай, удав, мартышка и слонёнок. - Как называется этот мультфильм? - Они писали числа 0, 12, 3, 13. Попугай не писал натуральные числа. Удав не писал двузначные числа. Число, которое писала Мартышка, больше числа, которое писал Слонёнок. Кто какое число писал? Какие цифры использовали наши друзья для записи этих чисел? (0, 1, 2, 3) - Запишите эти цифры.
-
Минутка чистописания(русский язык)
Большой – Маленький Сухой - ? Война - ? Глубокий - ? Старый - ? Гладить - ? Твердый - ? Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
-
Минутка чистописания(чтение)
Прочитайте пословицы, устно сгруппируйте их в соответствии со смыслом. Вставьте пропущенные буквы, запишите их. Человек трудолюбивый – самый счастливый.Рукам работа, а душе праз...ник.Тайна, извес...ная троим, уже не тайна.Сол...це л...дон...ю не з...кроешь.Поз…но встанешь - мало сделаешь.
-
Система заданий, направленных на установление логической связи между минуткой чистописания и следующим этапом урока
-
1. В какую сказку (произведение) мы отправимся? 2. Кто главные герои? 3. Повторим написание букв, которые встретились в имени главной(ого) героя. 4. Спишите имя каллиграфически правильно. 5. Какие еще персонажи встретились в сказке (произведении)? 6. Запишите слоги из нескольких слов, образовав новое слово. 7. Отгадайте зашифрованные буквы. 8. Запишите отдельно гласные (согласные) буквы и дайте им характеристику. 9. Каков смысл слов(а)? 10. Прочитайте предложения и объясните орфограммы. 11. Спишите предложения красиво и каллиграфически правильно. После списывания выделите орфограммы. 12. Изобразим узор. 13. Выпишите слова, где звук (...) на первом месте. 14. Назовите буквы, которые спрятались? 15. Каких букв больше? 16. Записать 2 цепочки. 17. В каждое буквосочетание добавь гласные, чтобы получились слова. 18. Найди каллиграфические ошибки. 19. Что объединяет все эти слова? 20. Какое слово в этом ряду лишнее? 21. Найдите слова-синонимы. Как еще их можно назвать? 22. Отгадайте загадку-шутку. 23. Укажи количество слогов. 24. Укажи количество букв, звуков. 25. Укажи ударный слог. 26. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?
-
Для чего формировать?
Почерк - наша «визитная» карточка. Она может рассказать о своем хозяине все. Даже непрофессионал без труда составит свое мнение по почерку человека. В почерке учащихся проявляются индивидуальные черты – округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму, но самое главное, на мой взгляд, воспитание культуры письма.
-
Результативность
Достигла следующих результатов: - дети быстро и без ошибок научились списывать с печатного текста; - все ученики понимают прочитанное. Результаты контрольного списывания (административный контроль): - справились 100% учащихся, написали без ошибок 72% учащихся. Результаты административного контрольного диктанта: - справились 95% учащихся, без ошибок написали 60% учащихся; - освоено правильное верхнее соединение у 80% учащихся; - освоено правильное нижнее соединение у 84% учащихся; - освоен навык беглого безотрывного письма у 88% учащихся; - освоен размер заглавных букв у 94% учащихся; - освоен размер строчных букв у 100% учащихся; - навык каллиграфического письма сформирован у 77% учащихся; - навык грамотного письма сформирован у 77% учащихся.
-
Адресная направленность
Описанный опыт может быть использован учителями начальных классов для формирования и коррекции письма учащихся.
-
Трудоемкость
Выработка каллиграфического почерка - это достаточно трудоемкая работа. Таким образом, необходима четко структурированная и методически обоснованная система упражнений, которую я и попыталась реализовать в своей работе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.