Содержание
-
Семинар-практикум для учителей начальных классов «Учимся играя!»
-
Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения. Теоретическая часть Понятие дисграфия Речевая и неречевая симптоматика дисграфии. Причины возникновения дисграфии. Классификация дисграфиии её характеристики. Игры и упражнения по предупреждению и преодолению стойких нарушений письменной речи. Практическая часть.(анализ диктанта учеников 2-го класса) Заключительная часть Итоги. Рефлексия Цель семинара: План семинара:
-
Неречевые симптомы Неврологические нарушения Нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д.Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения Речевые симптомы Симптомы дисграфии Дисграфия– это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма.
-
несформированность фонетико-фонематических процессов несформированность лексико-грамматической стороны речи биологические причины (нарушения головного мозга ребенка). Причины:
-
Формы дисграфии: Артикуляторно-акустическая Акустическая оптическая аграмматическая дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
-
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия
-
Отражает дефектное произношение на письме: «салф» вместо «шарф», «колова», «коова», «кохова» - «корова», «ченок» - щенок, «сыплёнок» - цыплёнок, «вось» - «лось». Характерные ошибки:
-
Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи, при этом произношение звуков является нормальным. Акустическая дисграфия
-
Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) звонкие- глухие (ТЫМ - ДЫМ) аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). лабиализованные гласные( О – У; Е -Ю) («тОча» - туча) cоноры ( Р – Л; й – Ль) Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д. Характерные ошибки:
-
1. Записать только гласные из слова, предложения. 2. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). 3. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. 4. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. 5. Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю). 6. Прочитай слова, найди в них букву «е», скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (поездка, ежевика, учение). 7. Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных). 8. Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»). Упражнения для профилактики и устранения акустической дисграфии:
-
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Оптическая дисграфия
-
замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: - не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш»; «ш» - «щ»; «л»- «м»; «х» - «ж», «и» - «у» - добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ». Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В - Д, Б - Д, Ш - Т и т.д.); «зеркальное» изображение букв. (З-Е). Характерные ошибки:
-
1. Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.); 2. Лепка смешиваемых букв из пластилина; 3. Письмо смешиваемых букв в воздухе; 4. Вырезание букв из картона или бумаги; 5. Обводка контуров букв; 6. Узнавание букв, наложенных друг на друга; 7. Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные); Упражнения для профилактики и устранения оптической дисграфии
-
8. Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»); 9. Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы). 10. Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). 11. Нахождение правильно изображённой буквы среди других. 12. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. 13. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. 14. Выделить буквы, наложенные друг на друга.
-
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза.
-
пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; повторение букв и (или) слогов; контоминация- в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила"). Характерные ошибки:
-
Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них (бусы, гроза, чайник, снегирь). Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох). 3 . Вставка букв в слова. Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА. Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА. Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р) - крот, стол(в) - ствол. Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза
-
5. Прочитать 4 слова (столбик). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них. __руг д__озд __венит __стреча д__угдр__зд з__енитвс__речадр__г дро__д звен__т вст__ечадру__ дроз__ звени__ встр__ча 6. Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн. 7. Работа со слогами Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка---даш). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са).
-
8. Составление слов из букв Задание, развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них. Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например: Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)
-
Причина возникновения – недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений. Это выражается в неправильном согласовании и управлении Аграмматическаядисграфия.
-
Проявляются – в виде аграмматизмов. неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями; нарушение согласования («бела дом») ("красивый сумка", "веселые день"); Характерные ошибки:
-
на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – «козлёнки»); нарушение падежных окончаний («много деревов»); нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»); изменение падежа местоимений (около него - «около ним»); числа существительных («дети бежит»). персеверации (застревание). «За зомом росла мамина». (За домом росла малина).
-
Развитие лексико-грамматического строя речи. 1.Уточнение и обогащение словаря: -подобрать синонимы, антонимы; -подобрать глагол, прилагательное к существительному; -образовывать прилагательное от существительного; -образовывать глаголы с различными приставками. Пути коррекции аграмматическойдисграфии:
-
2. Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. -добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному; -вставить пропущенное слово или предлог в предложение; -найди общую часть в однокоренных словах; -впиши приставку, окончание; -изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);
-
3. Формирование структуры предложения: -составление графической схемы предложения; -изменение порядка слов в предложении; -изменить одно слово в предложении; -дополнить предложение /распространить второстепенными членами/; -увеличивать предложение по одному слову; -считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении; -сократить предложение по одному слову; -составить из данных слов предложение.
-
- это несформированностьне одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная форма дисграфии
-
Упражнение «Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Упражнение "Пропущенные буквы"Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Упражнение "Пишем вслух" Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание) Пример: "НА стОлестОЯлкуВшин С мОлОком". Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии
-
Упражнение "Корректурная правка« Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, подчеркивает, обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.) Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
-
Упражнение «Лабиринт»
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги
-
«Соедини зверушек со своим любимым лакомством
-
-
-
«Помоги Деду Морозу добраться до дому»«Помоги Деду Морозу добраться до дому»
-
Наиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь:
Пропуск букв и слогов (моко – молоко, комата, всят). Не дописывание слов (сосн-сосна). Перестановка букв, слогов (мотолок). Слитное написание слов в предложении (Мыкупалисьвморе). Орфографические ошибки при знании правил (снига, лыжы). Замена букв (сапка, шираф). Зеркальное написание букв
-
Списывание «В лагере». Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Диктант «Осень». Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу.
-
Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях. Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха». Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке Рекомендации:
-
Выходы: натаскивание отправить к репетитору проигнорировать поиск и изучение специальной литературы овладение логопедическими приемами Какую помощь Вы можете оказать ребенку,допускающему логопедические ошибки?
-
Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005. Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо-Пресс», 2013 г. ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г. Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г. Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г. ЛалаеваР.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г. Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г. СадовниковаИ.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997. ЯстребоваА.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007. Список использованной литературы:
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.