Содержание
-
Использование материалов этнокультурологической направленности как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках русского языка и литературы
Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы 1
-
Актуальность темы
Работая в школе-интернате, я столкнулась с такими проблемами: ослабевает интерес к русскому языку и литературе: учащиеся мало читают, многие не выезжают за пределы села, нет возможности посещать музеи, выставки, театры, отсюда бедная, невыразительная речь; дети коренной национальности теряют интерес к духовным и нравственным ценностям своего народа; в силу особенностей характера дети КМНС очень скромны, застенчивы, не уверенны в себе. 2
-
Гипотеза:
внедрение в изучение русского языка и литературы материалов этнокультурологического содержания может повысить интерес к предмету, оказать положительное влияние на воспитание гармонично развитой личности если: планировать урок как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся; оптимально сочетать групповую и индивидуальную формы учебной работы; дидактический материал к урокам составлять на основе местного материала. 3
-
Актуальность данной работы
определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку с учетом местного материала, т.е. использовать национальную и региональную лексику, а также краеведческие материалы и обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения. 4
-
Интеграция национально-регионального компонента
Интеграция национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям: первое направление связано с включением краеведческого материала из разных предметных областей истории, географии, литературы, культуры народов Ямала в программу изучения русского языка. второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические справки и современные тенденции развития региона. 5
-
Теоретическая интерпретация опыта
Предлагаемый в описании опыта работы дидактический материал включает в себя предметно-информационную, деятельностно-коммуникативную и ценностно-ориентированную составляющие и построен на основе педагогической технологии многоуровневого планирования результатов обучения, предложенной В.В. Гузеевым и опирающейся на теории Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина, что позволяет создать условия для реализации субъектности учащегося. Современные подходы к решению данной проблемы получили широкое освещение в психолого-педагогических трудах И.Н.Закатовой, нашли свое отражение в нормативно-методических документах, а также в практической работе педагогов школ округа. 6
-
Система работы педагога
Цель использования материала этнокультурологической направленности на уроках русского языка – это развитие познавательного интереса учащихся, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи: повысить качество знаний учащихся по русскому языку и литературе; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; создать условия для формирования у детей адекватной самооценки; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде. 7
-
Работая над материалом этнокультурологической направленности и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: системность, доступность, наглядность, учет индивидуальных способностей и запросов обучающихся; разнообразие материала, связь материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала. 8
-
Использование дидактического материала
Дидактический материал интегрированного характера: карточка – информатор; карточка – редактор; карточка – самоконтроль; карточка - контрольнаяработа. 9
-
Система работы педагога
Опыт применения таких карточек показывает, что использование дидактического материала позволяет: достичь общего для всех учащихся базового уровня минимума знаний; применение карточек способствует более прочному усвоению знаний за счёт неоднократного закрепления материала в различных контекстах и осуществления смены учебной деятельности; способствует формированию у школьников умений планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; технология применения таких карточек способствует развитию творческого потенциала, как педагога, так и обучающихся. 10
-
Дидактический материал в виде карточек – не единственный способ развития познавательного интереса к русскому языку и литературе с использованием материала этнокультурологическойнаправленности. Исследовательские и творческие проекты. Подготовка презентаций и буклетов. Анализ художественных текстов. 11
-
Результативность обучения
12 Успешная социализация детей Результативное участие обучающихся в творческих конкурсах Повышение качества знаний учащихся Отсутствие второгодничества Выпускники выбирают для поступления учебные заведения со специальностью, связанной с филологией
-
Заключение
Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. 13
-
Список используемой литературы
Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. – 1997. - № 3. – с. 57-61. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М., 1983. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1992. Вкус ягоды ямальской. Литературно-художественный альманах поэтов и прозаиков города Губкинского. Вып.1-4 Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. – 1993. - № 5. – с. 3-11. 14
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.