Содержание
-
Обобщение и распространение опыта работы на региональном уровне
-
2016-2017 уч. год
Комплексные курсы для учителей русского языка и литературы «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях стандартизации образования»
-
Своё выступление я хотела бы посвятить коммуникативно-деятельностному подходу и его роли в организации современного урока литературы. И, чтобы долго не занимать ваше время, я хотела бы сразу перейти к освещению практической стороны вопроса.
-
Как мы все с вами помним, формирование коммуникативной компетенции для учителя-словесника является основной проблемой и первостепенной задачей на уроке. И как мы знаем, их разрешение осуществляется именно на основании коммуникативной деятельности за счёт диалога, в результате которого происходит обмен информацией, а также обмен мнениями, помогающими осваивать произведение литературы. Успешными формами организации коммуникации выступают работа в паре, малых группах, вопросно-ответная форма, даже внутренний монолог; ключевыми принципами – сотрудничество, сотворчество, соучастие; основными видами деятельности – коммуникативная, игровая, аналитическая, творческая.
-
Процесс включения обучающегося в такую деятельность, да и в сам урок выглядит следующим образом. Сначала ученики выбирают определённую роль, в которой и будут выступать на уроке: читателя, героя, автора, критика и т.д. (осознание себя в процессе урока или в произведении является дополнительной мотивацией), а затем получают «Рабочую карту урока», которая выглядит следующим образом.
-
На карте представлен маршрут речевого взаимодействия (до этого читали с карандашом, анализировали), который предполагает «остановки» в тех местах произведения, которые максимально значимы с аналитической точки зрения: место, герои, сюжет и т.д. (диалогическая модель освоения произведения). Отправной точкой урока является достаточно необычный эпиграф, да и сам источник – послание апостола Павла к евреям: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом…» Случаен ли такой эпиграф – ответ получаем в конце урока: повесть не о счастье (счастливая концовка, как говорится, – классика жанра), а о вере, её волшебной силе (вспомним, что жанр феерия основан на эффектности волшебства), которая разворачивается на глазах «зрителей произведения».
-
Итак, выбрав роли, обучающиеся отправляются по маршруту, выполняя ролевые задания и внимательно выслушивая ответы тех, кто указан в качестве ведущего на иллюстрации. Так автор раскрывает перед путешествующими карту вымышленной им страны «Грин-ландии» (Севастопольский район), герои рассказывают о себе, а путешествующие по маршруту не только их характеризуют, но и дают советы, поддерживают словом. Затем идёт задание-пазл (очень замечательные), выстраивается сюжетная линия, анализируется художественная деталь и выявляется её символическое значение.
-
Кстати, а вы как думаете, почему в воображении Ассоль паруса были именно алыми? Тут столько версий, но ответ прост: они красивые, нарядные, праздничные, свадебные (на Руси девушки в красных сарафанах шли под венец), хотя есть и другие версии – они выстраданы, оплачены, обагрены страданием… В этом задании идет не только работа с критикой и различными точками зрения, но и работа со словарями (толковый), крайне важная на таком уроке. А вот жанр уточняем в словаре литературных терминов. А ещё можно заглянуть в словарь литературных героев – чем больше откроют для себя, тем больше будет желание делиться.
-
Задания разные: проблемные, требующие поиска и анализа, творческие, вплоть до обыгрывания образа парусника (кстати, выполняют физкульминутку, которая предшествует итоговой работе уроке, с удовольствием: обнаружили, что умение плавать и плыть – это спасение в море проблем, в чём просматривается и перекличка с уроком). Завершается урок небольшой творческой работой, возвращающей нас к эпиграфу (кстати, в формате ОГЭ, ЕГЭ, просто масштаб пока мелковат), но обучающиеся могут продолжить работу дома (например, выполнить иллюстрацию, фанфик, самостоятельное исследование). Некоторые так увлекаются картой, что описывают уже не произведение, а страну Грин-ландию. И это замечательно, поскольку они благодаря уроку обнаружили в себе наклонности, и благодаря коммуникативной компетенции смогут реализовать их – в этом и будет их развитие, их опыт.
-
Такие карты очень удобны на уроках обобщения и систематизации знаний (А. Экзюпери «Маленький принц», А. Платонов «Кусака» или «Неизвестный цветок», В. Распутин «Прощание с Матёрой», Ч. Айтматов «Плаха»), но могут быть использованы и на уроках освоения знаний, если речь идёт о небольших произведениях или произведениях лирики.
-
Вот, например, рабочая карта урока по лирике А. Фета (философская лирика!!!). Стихотворение «Мотылёк мальчику». Главное, чтобы произведение было представлено в качестве целостной структурно-содержательной модели, которой внутренне присущи основные принципы и формы диалогического обучения.
-
Оценка результатов коммуникативной деятельности обучающегося на таком уроке складывается из трёх отметок: собственной отметки, отметки коллектива и отметки, выставленной учителем (обучающиеся в конце урока рисуют табличку в тетради). Согласитесь, что полученная таким образом отметка более объективна. К тому же её выставление ведётся с учётом критериев оценки сформированности коммуникативной компетенции, что и предполагает урок. Отметка может быть выставлена как на самом уроке, так, например, и после проверки учителем домашнего задания. Главное, чтобы это задание побуждало как минимум к внутреннему монологу. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
-
Справка ГАУ ДПО СОИРО
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.