Содержание
-
Автор: Раевская Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Уметская СОШ, 2015 год Педагогический проект Формирование письменной коммуникативной компетенции при подготовке к ЕГЭ по русскому языку Срок реализации: август 2012 – апрель 2014
-
Актуальность проекта
Социальная значимость проекта заключается в том, что наряду с другими компетенциями, на первый план выходят коммуникативные компетенции. Существует заказ государства, в том числе и на территории Тамбовской области, который требует от школы и школьного сообщества подготовки готового к жизни в современном обществе человека. В сентябре 2014 года все образовательные учреждения перешли на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно «Концепции федеральных образовательных стандартов общего образования» в перечень предполагаемых результатов входит сформированность у обучающихся устойчивой письменной коммуникативной компетенции. Это одна из важнейших компетенций, потому что от уровня её сформированности во многом зависит успешность самореализации личности в обществе. Актуальность проекта обусловлена и тем, что работа в выпускных классах объединяет педагогов в стремлении помочь обучающимся успешно сдать ЕГЭ , которые предусматривают владение письменной коммуникативной компетенцией.
-
Противоречия
фронтальными формами работы, при которых учитель, формируя вопросы и задания, вынужден ориентироваться на среднего ученика современными подходами, связанными с формированием коммуникативной компетенции, которая определяется прежде всего через умение работать с информацией, воспринимать, интерпретировать её Между
-
Между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции необходимостью каждому ученику самостоятельно на итоговой аттестации создавать собственное высказывание по незнакомому тексту.
-
Проблема
Недостаточная ориентированность образовательного процесса на формирование письменной коммуникативной компетенции, отсутствие целостного коммуникативного замысла в творческих работах обучающихся
-
Цель проекта:
повышение уровня письменной коммуникативной компетенции обучающихся-выпускников, необходимой им для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку
-
Задачи проекта :
создать условия для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции; определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития письменной коммуникативной компетенции с целью внедрения их на уроках русского языка ; повысить результативность обучения; повысить профессиональный уровень учителя через подбор методик деятельностного подхода, освоив основные теоретические положения по формированию письменной коммуникативной компетенции; апробировать и внедрить в образовательный процесс разработанные методические рекомендации по эффективному формированию письменной коммуникативной компетенции у обучающихся; активизировать творческую деятельность учащихся, выраженную желанием участвовать в олимпиадах, различных творческих конкурсах; обеспечить активное вовлечение родителей в решение проблемы.
-
Новизна проекта
Новизна и практическая значимость проекта заключается в определении комплекса необходимых условий , позволяющих сформировать у старшеклассников высшие уровни письменной коммуникативной компетенции в свете требований ФГОС, разработать универсальный алгоритм работы над творческим заданием в формате ЕГЭ
-
План реализации проекта
Реализующий этап (сентябрь 2012 – март 2014) Рефлексивный этап (апрель 2014) Подготовительный этап (август 2012 – сентябрь 2012)
-
Ожидаемые результаты
Эффективное формирование у учащихся коммуникативной компетенции: осмысленного чтения, умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; владения устной и письменной речью.
-
Методы исследования
анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; диагностика: 1)обобщение; 2)сравнение; 3)тестирование; обобщение полученных результатов; подведение итогов.
-
Методические рекомендации в печатном и электронном вариантах Задачи Разработать банк заданий 1) Формирование банка заданий (подбор текстов, аргументов к сочинению-рассуждению по русскому языку, олимпиадных заданий по предметам) 2) Создание копилки клише. 3) Разработка алгоритма работы с текстом 4) Поиск и отбор информации в интернете 5) Создание банка КИМов Создать мини-пособие по подготовке к творческой работе для обучающихся Мини-пособие по подготовке к творческой работе «В помощь выпускнику» Разработать программы элективных курсов Разработать методические рекомендации по обеспечению развития письменной коммуникативной компетенции « ВВЕДЕНИЕ В ЕГЭ .Интенсивный русский в вопросах и ответах» Провести входящую диагностику ВВЕДЕНИЕ В ЕГЭ .Интенсивный русский в вопросах и ответах» Результаты выполненных работ Результат/продукт деятельности Подготовительный этап
-
Организовать участие обучающихся в олимпиадах, творческих конкурсах Творческие работы Провести промежуточную диагностику Пробные ЕГЭ по русскому языку Распространить среди учителей опыт по формированию письменной коммуникативной компетенции и пригласить их к сотрудничеству « Согласие на сотрудничество Задачи Результат/ продукт деятельности Реализующий этап Организация информационной работы по подготовке к ЕГЭ Сотрудничество с родителями
-
Результаты итоговой аттестации выпускников « Задачи Результат/ продукт деятельности Рефлексивный этап Обобщение результатов апробации проекта Скорректировать дальнейшие действия, участвуя в круглом столе учителей - предметников Корректировка проекта по анализу результатов апробации
-
Коммуникативная коммпетенция Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Включает в себя знание основных понятий лингвистики речи: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста и предполагает знание о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты.
-
Технология развивающего и личностно-ориентированного обучения Технология развития критического мышления ИКТ-технология Педагогические технологии Технология проблемного обучения Пути реализации коммуникативной компетенции Методы и подходы
-
Диагностика эффективности педагогического проекта Результаты олимпиад, конкурсов Качество знаний Экспертная оценка Диагностирование
-
Выводы
1. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции - способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций; - затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза; - позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств; повышают мотивацию к учению; - вызывают интерес к предмету; - дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве; - способствуют повышению качества знаний. 2. Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.
-
Востребованность проекта
Результаты реализации проекта показывают эффективность данного опыта, который планирую продолжать с новыми группами учащихся. Представленный педагогический проект обобщался на районном методическом объединении, был одобрен и применяется педагогами нашего образовательного учреждения. Проект размещен на сайте школы umetschool.68edu.ru
-
Информационные ресурсы
1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001. 2. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. 3. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984. 4. Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990 5.Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ. 1993, №3. 6. Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17 7. Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий, 2011 8. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005. 9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,1999
-
Подходы, ориентированные на письменную коммуникацию Компетентностноый подхода в обучении ( работы Г.К. Селевко, И.М. Чередова, И.С. Якиманской и А.В. Хуторского) Успешное применение данного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире. Деятельностный подход. Данный подход положен в основу формирования коммуникативной компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о "зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
-
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
сочинения и изложения; ролевые и деловые игры; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; участие в творческих конкурсах.
-
Идеи технологии личностно- ориентированного обучения
создание на уроке ситуации общения, позволяющей каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность в способах работы; опора на субъективный опыт обучающихся, максимальная связь обучения с жизнью; создание условий для саморазвития и самореализации личности ученика в процессе коммуникации; всемерный учёт индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.
-
создание на уроке ситуации общения, позволяющей каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность в способах работы; опора на субъективный опыт обучающихся, максимальная связь обучения с жизнью; создание условий для саморазвития и самореализации личности ученика в процессе коммуникации; всемерный учёт индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.
-
Комплексный анализ текста К какому стилю принадлежит данный текст? - Какой тип речи используется в данном тексте? - Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста. - Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют? Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста. Лингвистический эксперимент. - Подберите к существительным свои определения-эпитеты. Сравните свой текст с авторским. Как вы думаете, почему И. Бунин использовал именно эти определения? Создание миниатюры. - Прочитайте текст стихотворения И. Бунина "Первый снег". - Создайте свою миниатюру по этому стихотворению. Употребляйте к созданию миниатюры такие слова: "И всё хочется получше сказать, поглубже выразить мысль, поточнее описать, представить живописную картину, ясно вижу". Первый снег. И. Бунин. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.Ночью буря бушевала. А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.И сегодня над широкой белой скатертью полейМы простились с запоздалой вереницею гусей. В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка необходимо давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой: 1. Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению, ... 3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что… 4. Итак, …
-
Ключевые элементы технологии критического мышления
; Трёхчастная структура урока (основные этапы урока: «вызов», «осмысление», «рефлексия») Методические приемы постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися) поиск в тексте ответов на поставленные вопросы расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы
-
Технология критического мышления (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт)
Стадия “вызова”. Приём – составление КЛАСТЕРА Как строится композиция сочинения? 1.Вступление. 2. Проблема, над которой размышляет автор. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод (заключение). 2. Приём «Мысли по кругу». Участники высказывают мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить идею, он пропускает ход. Учитель: Проблема может быть… Учащиеся по очереди отвечают: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, социальная, национальная, Учитель: Проблема может быть чего….(войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.) Проблему можно….(выдвинуть, поставить, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить) Какая-либо проблема может…(возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.) II. Стадия “осмысления»Приём «Чтение с остановками» . Приём «Двухчастный дневник» III. Стадия “рефлексии”. Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме. Напишите фрагмент сочинения.
-
; Технология критического мышления Стратегия смыслового чтения и работы с текстом Восстановление текста разного типа по схемам.Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение отдельно . предварительно поменяв их местами. Ниже помещаются схемы этих предложений . Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте. Который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром.Составление тематической зарисовкиУчитель подбирает ряд стихотворных строк на определённую тему и предлагает школьникам соединить их по смыслу так, чтобы получилась зарисовка. Правильность соединения стихотворных строк проверяется по схеме. Зарисовку учащиеся составляют устно. Слушаются варианты их ответов. Правильный ответ определяется по схеме. Затем выполняются задания и вопросы к записанному тексту.Восстановление текста по таблице.Учитель записывает на доске предложения , заведомо нарушив их последовательность. Учащиеся восстанавливают текст. Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями.Исходный текст состоит из нескольких смысловых частей. В каждой части предложения соединяются на основе причинно- следственной связи. Последовательность предложений внутри каждой части при записи на доске преднамеренно нарушается. Задача учащихся : определить правильный порядок предложений в каждой части и восстановить исходный текст.
-
Технология проблемного обучения
постановка проблемы создание проблемной ситуации разрешение проблемной ситуации (поиск) анализ полученного решения Приемы
-
Постановка педагогической проблемной ситуации. Для начала познакомьтесь с критерием оценки этой части сочинения и оцените два варианта сформулированной позиции автора к тексту Вариант 1. Д.Лихачёв пишет: « Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью». Автор текста говорит о том, что на земле всё меньше остаётся места для памятников культуры не потому, что меньше становится земли, а потому что «к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста». Вариант 2. Иллюстрируя варварское отношение к памятникам культуры, Д.Лихачёв уже в начале текста формулирует свою позицию по поднятой им проблеме. Он утверждает, что «доставшееся нам наследство надо оберегать». Автор с горечью говорит о том, что из-за утраты любого памятника культуры становится пусто в душе, что эта утрата невосполнима. (Мнения большинства учащихся, что оба варианта правильные). IV. Поиск решения проблемы. 1) Ребята, чтобы прийти к единому мнению, какой вариант и почему верный, какие вам знания необходимы? Правильно: - Необходимо понимать, что значит «позиция автора». - Как выявить позицию автора? - Какой бывает позиция автора? 2) Чтобы ответить на эти вопросы и правильно оценить предложенные варианты сформулированной позиции автора, предлагаю вам самостоятельно познакомиться с памяткой «Как выявить позицию автора?» 3) Самостоятельная работа учащихся в группах (по 6 человек 4 группы) под руководством учителя. V. Решение проблемной ситуации. Ребята, вот теперь, когда вы познакомились со всеми требованиями к определению и формулировке позиции автора, оцените предложенные вам варианты авторской позиции ;
-
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную) информацию. ИКТ - технология
-
Входящая диагностика (10 кл. 2012-2013 г.)
-
Промежуточная диагностика 11 кл.
Итоговая диагностика 11 класс Результаты диагностики: уровень сформированности письменной коммуникативной компетенции в целом – 76,7% Результаты диагностики: уровень сформированности письменной коммуникативной компетенции в целом – 87,5%
-
К 1. Наличие обоснованного ответа по теме К 2. Смысловая цельность. Речевая связность и последовательность изложения
-
К 3. Аргументация собственного мнения К 4. Композиционная стройность работы
-
К 3. Аргументация собственного мнения К 4. Композиционная стройность работы
-
Положительная динамика качества знаний по русскому языку и литературе
-
Результаты ЕГЭ
-
Информация о медалистах
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.