Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 45 (для детей с нарушением зрения)Химки
Семинар-практикум «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения» Подготовили и провели: учитель - дефектолог (тифлопедагог) Георгиевская Л. Б. педагог-психолог Юсупова С. М. старший воспитатель Гостяева С. Е.
-
Зрение неразрывно связано с работой всех сенсорных систем (слухом, обонянием, осязанием, тактильным восприятием), а так же жизнедеятельностью всего организма. Для предупреждения возникновения вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения огромное значение приобретает не только медицинская помощь, но и ежедневная педагогическая деятельность. Чем раньше будет начата коррекционно-педагогическая работа, тем успешнее будет развиваться сенсорное и психическое развитие детей с патологией зрения.
-
План семинараI. Вводная часть.II. Определение цели и задач семинара.III. Практическая часть. IV. Обмен мнениями.V. Подведение итогов.
-
Цель семинара: помочь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с патологией зрения. Задачи: 1. Закрепить представления о содержании и особенностях сенсорного развития детей с нарушением зрения; 2. Развить творческий потенциал педагогов.
-
Практическая часть1. Игра «Ручеёк радости» (проводит педагог-психолог)
Участники берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий легко пожимает руку стоящему рядом игроку – «передаёт радостное настроение». Игрок открывает глаза, пожимает руку следующему и т. д. «Ручеёк радости» должен вернуться к ведущему. Все улыбаются друг другу.
-
Педагоги делятся на три команды и занимают свои места в соответствии с цветом)Знакомство с сенсорными эталонами у дошкольников с нарушением зрения может происходить во всех видах деятельности. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, в дидактических играх дети учатся выделять основные признаки предметов.Вопрос к педагогам: «Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники? » (Цвет, форма, величина, пространственное положение)Учитель-дефектолог предлагает представить от каждой команды игру, направленную на определение того или иного признака предметов (задание по изготовлению игр было дано заранее)
-
2. Презентация дидактических игр.
-
3. Задание «Определите основную цель игры».Каждая команда получает карточку с названием игры:Педагоги должны определить основную цель этих игра) «Подбери одинаковые предметы»;б) «Каждый предмет в свою коробочку»;в) «Найди предметы похожие друг на друга».(ответ: учить группировать предметы)
-
4. Игра «Бродилка».Один участник от каждой команды получает карточку с описанием маршрута. По его ходу он должен выполнить по два дополнительных задания, направленных на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.
-
Важное значение в процессе воспитания детей с нарушением зрения, имеет лечебная и профилактическая гимнастика, так как характерной особенностью детей при зрительной недостаточности является снижение двигательной активности.5. Игра «Передай рисунок» (проводит педагог-психолог)
Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.
-
6. Игра «Угадай-ка»Учитель-дефектолог предлагает представителю от каждой команды угадать по 4 объекта, используя:а) слуховой анализатор (шуршание целлофанового пакета и бумаги, звук льющейся воды и стук молотка);б) тактильный анализатор (определить геометрическую фигуру, посчитать пуговицы, определить материал – вельвет и кожу) ;в) обонятельный анализатор (ароматы лимона, мяты, кофе, жареных семечек)
-
7. Упражнение на развитие сенсомоторики «Нарисуй эмоцию» (рисование двумя руками одновременно, проводит педагог-психолог) .В каждое занятие с детьми с нарушением зрения обязательно должна быть включена гимнастика для глаз. Простые на первый взгляд упражнения способствуют снятию зрительного напряжения и активизации мозговой деятельности.
-
праздник – подарок дом – окно лимонад - прохлада стол - пирог печь – дрова шапка - шарф ваза – цветок пчела – мёд пылесос – уборка город – улица блины – сковорода конура – собака 8. Учитель-дефектолог предлагает одному игроку из каждой команды представить свой комплекс гимнастики для глаз (задание было дано заранее) . 9. Упражнения на развитие ассоциативной памяти «Парочки» (проводит педагог-психолог) Ведущий называет слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Участники игры далее по первому слову должны вспомнить второе и назвать всю пару:
-
10. Игра «Аплодисменты» (проводит педагог-психолог)У нас сложилась очень хорошая атмосфера, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому- нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
-
(Педагоги обмениваются мнениями и впечатлениями о семинаре)Итог семинара: Каждый педагог получил возможность проявить своё творчество, обменяться своим опытом с коллегами и получить ответы на волнующие их вопросы по сенсорному развитию у дошкольников с нарушением зрения.
-
Благодарим за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.