Содержание
-
Организация работы тьютора в ресурсном классе
А.Б. Хитрова, педагог-психолог О.В. Ковалева, учитель-дефектолог
-
Практика работы базируется на 5 ключевых треках (шагах): 1. Преемственность 2. Индивидуальная образовательная программа Метод ABA: работа с ребенком начинается с определения мотивационных стимулов, установления сотрудничества, введения жетонов при необходимости На занятиях используются проактивные методы коррекции нежелательного поведения (тактика предупреждения, ограничение мотивационных активностей таймером, планшетка «Сначала-потом»), а также социальные истории и видеомоделинги, визуальное расписание. Использование подсказок. Структурное обучение (TEACCH): структурированное пространство, визуальные расписания и таблицы, показывающие порядок занятий и заданий в наглядном виде. 3. Адаптивная среда сенсорная комната, зона для отдыха («зона покоя») в случае перегрузки сенсорной информацией, шумопоглощающие наушники для, детей чувствительных к звуковой стимуляции; индивидуальное рабочее место, соответствующее потребностям ребенка; адаптированные учебные материалы, система PECS; ежедневное применение педагогической техники «Позитивные рутины». 4. Обратная инклюзия «Ровесник-приятель» 5. Семья и школа
-
Прикладной анализ поведения(АВА) Основным методом работы с детьми в нашей школе является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, ABA). Он основан на принципах обучения, разработанных Б.Ф. Скиннером. Согласно этим принципам, поведение определяется его последствиями, и изменение поведения возможно через изменение этих последствий. Любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. Метод ABA в первую очередь сосредотачивается на стратегиях положительного подкрепления. стимул поведение последствия Положительное подкрепление – это стимул, возникающий сразу после поведения и увеличивающий его частоту в будущем.
-
Подкрепляющие стимулы Материальные:лакомства, любимые игрушки, книги и т.п. Социальные (все, что связано с общением): улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п. Занятия, виды деятельности: рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул.
-
!!! Когда мы делаем попытки установить контакт с ребенком задачей взрослого должно стать увеличение вероятности того, что ребенок сделает то, о чем мы просим, сразу же, после первой просьбы. Важно выбрать очень простые и понятные инструкции, выполнение которых практически не требует усилий от ребенка. Главная цель - научить ребенка выполнять больше ваших инструкций. Поэтому мы выбираем действия с высокой вероятностью выполнения. После выполнения инструкции ребенок незамедлительно получает подкрепляющий стимул. Важно, чтобы взрослый всегда был связан с предоставлением подкрепления.
-
Этапы установления сотрудничества взрослого и ребенка
ЭТАП 1 Определите инструкции, которые обычно даются дома. Установите степень послушания для различных инструкций. ЭТАП 2 Учитель просит выполнить такие инструкции, которые с наибольшей вероятностью будут выполнены. За послушное выполнение этих инструкций даётся подкрепление. ЭТАП 3 Учитель даёт инструкции с высокой вероятностью выполнения, отработанные на этапе 2, добавляя несколько новых инструкций, выполнение которых менее вероятно. ЭТАП 4 Постепенно от ученика требуется выполнение менее предпочитаемых инструкций, а приятные задания даются реже.
-
Установление сотрудничества:
Держите подкрепляющие стимулы рядом, под рукой. Давайте небольшое количество подкрепления. Исключите свободный доступ к подкрепляющим стимулам.
-
На что обратить внимание при установления сотрудничества:
Давайте ребенку только одну инструкцию и дождитесь ее выполнения. Предоставляйте положительный выбор: «Хочешь порисовать или полепить?» Когда ребенок не выполняет инструкцию оставайтесь как можно больше нейтральным. При задержке в выполнении инструкции более 30 секунд окажите помощь в ее выполнении. Используйте подсказки. Если ребенок говорящий, можно спросить «Сам(а) или помочь?». Давайте задания в подходящий момент. Например, когда ребенок сам собирается закрыть дверь, скажите ему: «Закрой, пожалуйста, дверь», наградите его за выполнение просьбы. Давайте инструкции спокойным голосом, сохраняйте спокойствие. Предоставляйте ребенку значимые подкрепители, когда он выполняет ваши просьбы. Подкрепление должно соотноситься с поведением. Важно, чтобы подкреплялась именно желательная поведенческая реакция.
-
Не нужно сразу активно обращаться к ребенку, настойчиво предлагать что-то сделать. «Посмотри», «покажи», «послушай», «попробуй», - все эти прямые активные обращения могут испугать ребенка с РАС и вызвать негативизм. Активности и инициативы взрослого на этапе установления контакта с таким ребенком не должно быть «слишком много». ВКЛЮЧАЙТЕСЬ В ИГРУ РЕБЕНКА! Помогайте ребенку освоить структуру своего школьного дня, понять, что, где, и в каком порядке с ним будет происходить, что и с кем он будет делать и когда пойдет домой. ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАГЛЯДНОЕ РАСПИСАНИЕ! При необходимости побудить ребенка к действию, ДАВАЙТЕ ЧЕТКО И КРАТКО ИНСТРУКЦИЮ! Необходимо вместе с ребенком участвовать в коммуникации: ВМЕСТЕ ЗДОРОВАЙТЕСЬ И ПРОЩАЙТЕСЬ, ЗОВИТЕ НА ПОМОЩЬ, ПРОСИТЕ И ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ. Сначала это будет в большей степени речевая активность взрослого, но со временем ребенок с РАС начнет подражать тьютору, повторять за ним и самостоятельно применять адекватные формы обращения к другим людям.
-
Чего категорически делать нельзя:
Поворачивать голову ребенка руками, если он на вас не смотрит; Удерживать ребенка физически, если только речь не идет о предотвращении опасности; 3. Прижимать ребенка столом к стенеилиинымобразомограничиватьего; 4. Отбиратьбез предупреждения игры и игрушки, отбиратьличныевещиребенкананеопределенныйсрок и нанеопределенныхусловиях; 5. Ограничивать потребление воды или посещения туалета, если это происходит с обычной частотой или в обычном объеме.
-
Конечная цель тьюторства – это стать ненужным ребенку. Нет такой задачи, что кто-то должен быть с ним всегда. Наоборот, все что ребенок может сделать сам – он должен делать сам. Да, то есть интенсивные подсказки и все взрослое сопровождение мы стремимся свести к нулю. Но это все не делается одномоментно.
-
«Нет случайно родившихся детей. Ни один путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться, родился потому, что именно его не хватало миру. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение… И каждый, кто воспитывает ребенка, будет соработником у Бога.» Из книги Ш.Амонашвили «Спешите, дети, будем учиться летать!»
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.