Содержание
-
Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации Алмазова А.В. Старший воспитатель МДОУ№ 21 «Золотая рыбка» г.Волжска РМЭ
-
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья ребенок с ограниченными возможностями - ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм; ребенок-инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. Суть различия состоит в том, что дети-инвалиды характеризуются наличием стойкого расстройства функций организма, приводящее к необходимости его социальной защиты.
-
Инклюзивное или включенное образование- термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях (ДОУ, школы)
-
Инклюзивное образование. Состояние. Проблемы. Перспективы…. Гусакова Светлана Ивановна, заведующий МДОУ «Детский сад №21 «Золотая рыбка» г.Волжска Республики Марий Эл.
-
Проблемы осуществления инклюзивного образования: недостаточность нормативно-правовой базы проблема недостаточности материально-технической базы, финансового обеспечения; нехватка узких специалистов; недостаток средств на повышение квалификации педагогических работников наличие у детей с ОВЗ проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых; обеспечение организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ; недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, программами для работы с детьми с ОВЗ; отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса; при введении тяжелого ребёнка с ОВЗ в образовательную среду детского сада необходимо его сопровождение или тьюторство; другие (несвоевременное выявление детей с ОВЗ, разработка индивидуальных коррекционно- развивающих программ, проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ в образовательной среде и др.).
-
Перспективы работы учреждений по созданию инклюзии: создание комплексной модели деятельности специалистов различного профиля; разработка научно-программно-методического обеспечения инклюзивного образования; - активное использование возможности дистанционного образования; обеспечение межведомственного взаимодействия и социального партнерства; создание «безбарьерной» образовательной и социальной среды инклюзивного образования.
-
Нормативно-правовая база получения образования детьми с ОВЗ, в том числе детьми, имеющими статус «ребенок-инвалид».
Морозова Светлана Степановна заведующий МДОУ №13 «Буратино» высшей квалификационной категории
-
Документы, регламентирующие образование детей с ОВЗ, в том числе детей, имеющих статус «ребенок-инвалид».
международные; федеральные; правительственные; ведомственные; региональные.
-
Международные документы
«Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года «Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года «Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» , Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994
-
«Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» - принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО) «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» - принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года
-
«Декларация ООН о правах инвалидов» - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года «Рекомендация № R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов» - принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года
-
Федеральные документы
Конституции РФ Статья 43. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (ред. от 23.07.2013 г.). Статьи 34 п.2,42, 55, 59, 79. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Статья 18. Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ. Статья 10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). Семейный кодекс РФ
-
Правительственные документы
Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 (ред. от 27.08.2015)
-
«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» – Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 (в ред. от 10.03.2009 N 216) "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007) Указ Президента РФ от 02.10.1992 1157 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» -Постановление Правительства РФ от 12 марта 1977 года №288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
-
Ведомственные документы
«О концепции интегрированного обучения ЛИЦ с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» (Письмо Минобразования РФ ОТ 16.04.2001 N 29/1524-6) «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06) «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) (Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6) «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (приказ министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. N 95)
-
Региональные документы
Приказ Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл "О содействии в реализации прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры" от 22 января 2009 г. N 15 Постановление Правительства Республики о республиканской целевой программе «Развитие образования Республики Марий Эл на 2011 – 2015 годы»от 07 декабря 2010 года № 328
-
«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества». Д.А.Медведев
-
«Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ»
Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата Дети с ЗПР и нарушением интеллекта Дети с тяжелыми нарушениями речи Дети с психическими заболеваниями (аутизм)
-
Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА1) врожденная патология опорно-двигательного аппарата: вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, косолапость и различные деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии формирования пальцев кисти; 2) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит; 3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, заболевания скелета, в том числе рахит. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект.
-
Детский церебральный паралич
Детский церебральный паралич – это группа двигательных расстройств, которые возникают в результате повреждения разных структур мозга в перинатальном, натальном и постнатальном периоде. Заболевание возникает вследствие воздействия повреждающих факторов на центральную нервную систему ребенка во время беременности, родов и в первые месяцы его жизни. Эти факторы приводят к неправильному развитию или гибели определенных участков мозга.
-
G80.0 Спастический церебральный паралич Врожденный спастический паралич (церебральный) G80.1 Спастическая диплегия G80.2 Детская гемиплегия G80.3 Дискинетический церебральный паралич Атетоидный церебральный паралич G80.4 Атаксический церебральный паралич G80.8 Другой вид детского церебрального паралича Смешанные синдромы церебрального паралича G80.9 Детский церебральный паралич неуточненный Церебральный паралич БДУ Классификация Семеновой К.А.: 1) спастическая диплегия; 2) двойная гемиплегия; 3) гемипаретическая форма; 4) гиперкинетическая форма; 5) атонически-астатическая форма. Классификация по МКБ 10 Классификация ДЦП
-
Особенности детей с ДЦП в дошкольном возрасте Необходимые навыки самообслуживания не сформированы, сформированы частично либо неправильно Игровая деятельность формируется со значительным опозданием, либо неправильно. Сюжетные игры обеднены, носят подражательный характер Трудовые навыки и умения не сформированы, либо находятся на стадии формирования простейших умений Учебная деятельность напрямую зависит от уровня развития интеллекта и находится на стадии формирования Имеются нарушения психического развития (сенсорные функции, психические процессы восприятия, внимания, мышления, речи) Имеются нарушения эмоционального развития (часто напрямую связанные с гипер-гипо опекой)
-
-
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) (не относится к умственной отсталости, промежуточное состояние между нормой в развитии и умственной отсталостью) Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. Причины В качестве причины задержки психического развития могут выступать: Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм. Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети). Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения. Педагогическая запущенность
-
Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР характеризуются малым ростом и весом, по своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста, позже начинают ходить. Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Инфантильные психические особенности. Инфантилизм — первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся мозговых систем (лобных) в результате нарушения трофики. Это-эмоциональная незрелость, слабость мотивации поведения, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию, низкий уровень самоконтроля, неумение планировать свою деятельность. Особенности познавательных процессов: - низкий уровень познавательной деятельности - низкий уровень активности и замедлением приема переработки информации - ограниченный объем восприятия - память ограничена в объеме и непрочна -внимание крайне неустойчиво, со слабой концентрацией и распределяемостью, повышена отвлекаемость - отставание в мыслительных процессах -наглядно-действенное мышление развито лучше, даже в старшем дошкольном возрасте), нарушение операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения - нарушения речи (ОНР, ФФН, нарушение грамматического строя речи) Особенности детей с ЗПР
-
Дети с нарушением интеллекта. Интеллект (intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивидуума, мыслительные способности человека. По Векслеру, интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами — успешно меряться силами с окружающим миром. Деменция (приобретенное слабоумие) Олигофрения (врожденное слабоумие, умственная отсталость) На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости: Лёгкая (F70.) — дебильность. Умеренная (F71.) — имбецильность. Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. Глубокая (F73.) — идиотия.
-
Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Низкая познавательная активность Нарушение восприятия (замедленный темп развития, нестойкость усвоенных эталонов, отсутствие переноса усвоенного способа действия с одной ситуации на другую, нарушение соединения восприятия со словом,невозможность выбора предметов по признакам из большого количества элементов) Игра не является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте Внимание снижено, неустойчивое, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой Нарушены все виды мыслительной деятельности. Преобладание наглядно-действенного мышления на протяжении всего дошкольного периода. Нарушение связей «предмет-слово», «действие-слово». Нарушение процессов анализа и синтеза. Различные нарушения речевого развития Недоразвитие общей и мелкой моторики Эмоциональные нарушения (аутичное поведение, фобии, эмоциональные всплески) Нарушение коммуникации
-
Тяжелые нарушения речи(ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и другие. 28
-
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания (дисфония /афония/, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалия, афазия). 29
-
30 Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса, брадилалия – патологически замедленный темп речи, тахилалия - патологически ускоренный темп речи, заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата, ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата; Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
-
Основные особенности психо-речевого развития у детей с ТНР: строгое ограничение активного словаря, аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь). снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи 31
-
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР: раннее выявление детей с речевой патологией систематическая коррекционно-логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте; получение помощи в условиях учреждения массового или специального типа; взаимодействие и координация всех педагогических специалистов, проведение необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта; возможность модификации и адаптации учебной программы применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции особая организация диагностических процедур щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок; психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.); создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. 32
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.