Содержание
-
Сопровождение детей – инвалидов в условиях образовательной организации
Фёдорова Ольга Владимировна, руководитель ПМПК, педагог-психолог Государственное областное бюджетное учреждение "Боровичский центр психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи"
-
1. Конвенция о правах инвалидов, принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. ( ратифицирована в Российской Федерацией 25 сентября 2012 г.). 2. Конвенция ООН о правах ребенка, принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. 3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017 г.). 4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017 г.) 5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 6. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 г. №1082. 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2013 г. №723 "Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с ПМПК" 8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» 2 Нормативно-правовая основа организации процесса сопровождения ребенка – инвалида в условиях образовательной организации
-
Ст. 1 Закона 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» ( в ред. от 29.12.2017г.): ребенок-инвалид – это лицо до 18 лет, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. Ст. 79 Закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (в ред. от 29.12.2017г.): ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это лицо до 18 лет, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 3
-
Не каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, имеющий нарушение здоровья со стойким (т.е. длительным и не поддающимся коррекции стандартными методами лечения) расстройством функций организма, является инвалидом. Не каждый ребенок – инвалид относится к категории детей с ОВЗ.
-
Условиями признания гражданина инвалидом согласно п. 5 Правил признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95) являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. При этом требуется совокупность всех вышеперечисленных условий. 5 Пункт 5 Правил признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95)
-
Виды стойких нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм, дефектами
6
-
Установление статуса "ребенок с ОВЗ" и "ребенок - инвалид"
Признание лица ребенком - инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Установление статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). 7
-
Взаимодействие МСЭ-ПМПК-образовательной организации в сфере образования детей - инвалидов
8
-
Индивидуальная программа реабилитации, абилитации ребенка - инвалида, заключение ПМПК являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Образовательные организации обязаны выполнять требования по формам, условиям обучения, содержащимся в индивидуальной программе реабилитации, абилитации ребенка - инвалида, заключении ПМПК. 9 Создание специальных образовательных условий для детей – инвалидов в соответствии с рекомендациями ПМПК
-
Статья 79 ФЗ «Об образовании в РФ»
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, скорректированная с учетом особенностей здоровья обучающихся, направленная на компенсацию ограниченных возможностей здоровья, в целях максимально полного развития потенциала обучающегося. При этом программа может учитывать как общие особенности обучающихся с той или иной патологией (например, слабовидящие дети), так и индивидуальные. Для детей-инвалидов образовательная программа должна строиться на основе требований, указанных в индивидуальной программе реабилитации, абилитации (ИПРА) и рекомендаций ПМПК. 10
-
Организация сопровождения ребенка – инвалида в ОО (бесплатно)
администрация ОО; педагоги, работающие с ребенком; учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги) на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ; учителя-логопеды на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ; педагоги-психологи на каждые 20 учащихся с ОВЗ; тьюторы, ассистенты (помощники) на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ; социальные педагоги; медицинские работники 11
-
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка - инвалида
- комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку-инвалиду в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Основные технологии психолого-педагогического сопровождения: Построение адекватной возможностям ребенка с инвалидностью образовательной программы (по каждой отдельной компетенции или предмету). Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения. Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка с выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи. Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений для формирования эмоционального принятия и группового сплочения. Технология коррекционно-развивающей работы с детьми с инвалидностью, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства. Технология поддержки участников ОП (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и педагогическими ожиданиями. 12
-
Специальные образовательные условия
- условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми – инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 13
-
Общие образовательные условия сопровождения детей – инвалидов, имеющих рекомендации ПМПК
Организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны «внешних» социальных партнеров. Обучение по адаптированной образовательной программе. Разрабатывается и утверждается образовательной организацией. Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода его обучения (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор (ассистент)). Проведение учителем индивидуальных или групповых коррекционных занятий с целью устранения пробелов общего развития ребенка, его предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению учебного материала; логопедом по устранению речевых нарушений; психологом по коррекции эмоционально-волевой сферы, инструктором по ЛФК и т.д. Организация деятельности специалистов в форме ПМПконсилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы. 14
-
15 Создание соответствующего методического и информационного обеспечения. Бесплатное предоставление учебников и учебных пособий в соответствии с программой. Применение адекватных возможностям и потребностям ребенка современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы. Материально-техническое оснащение (кабинеты для коррекционных занятий с логопедом, психологом, дефектологом, психомоторной коррекции, спортивный зал, медицинский кабинет и пр.). Организация внеучебных и внеклассных мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Включение программ дополнительного образования. Организация медицинского обслуживания – сопровождение ребенка - инвалида медицинскими работниками. Организация взаимодействия с родителями (профилактические и просветительские мероприятиями). Создание атмосферы эмоционального комфорта.
-
Специальные образовательные условия
16
-
17
-
18
-
19
-
20
-
Принцип возможности выбора организации образования
Образование детей – инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Выбор образовательной организации и формы обучения осуществляют родители или иные законные представители ребенка. 21
-
Индивидуальная форма обучения ребенка – инвалида(Ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ»)
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. 22
-
Какими бы разными дети не были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни. 23
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.