Презентация на тему "Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской Федерации"

Презентация: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской Федерации
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской Федерации". Презентация состоит из 19 слайдов. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.9 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Российской Федерации
    Слайд 1

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Слайд 2

    Актуальность.Число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями увеличивается с каждым годом, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования подразумевает исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает не только равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые возможности здоровья. Развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических вопросов, социальные и административные ресурсы, требующий кардинальной перестройки современной системы образования.

  • Слайд 3

    Инклюзивное образование в России только в начале своего пути, поэтому выделим ряд основных проблем, имеющихся на сегодняшний день. - Во-первых, несовершенная образовательно-организационная система ДОУ. В условиях слабого нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса ДОУ не готово самостоятельно оказать детям с ОВЗ необходимую и организованную специальную помощь. - Во-вторых, инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды и материально-технической базы при попадании ребенка с ОВЗ в новые группы. - В-третьих, не готово кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ, не разработано тезаурусное поле инклюзии и вопросы толерантности, а также пока недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ. - В-четвёртых, культура в освещении темы о детях с ОВЗ в СМИ и сложившийся менталитет общественного восприятия. Конечно, решение этих проблем займёт немалое время, так как претерпевает изменения государственная политика и нормативно-правовая база.

  • Слайд 4

    Государственная политика в области инклюзивного образования.В России начали решать проблему социализации детей с ОВЗ через создание специальных реабилитационных центров. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году была организована школа инклюзивного образования «Ковчег». В 1992 году в одиннадцати регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с ОВЗ. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции и в 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ.

  • Слайд 5

    Государственная образовательная политика Российской Федерации в последние годы серьезно изменила ориентиры в отношении организации образовательного процесса и вариантов получения общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Целью современной стратегии социальной политики России является включение человека с нарушениями развития во все аспекты жизнедеятельности.

    .

  • Слайд 6

    В Федеральном законе появилась статья, напрямую указывающая на обязанность создания органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», в том числе посредством организации инклюзивного образования. Разрабатываются новые организационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Организуется интегрированное обучение таких детей в дошкольных учреждениях.

  • Слайд 7

    Особое внимание уделяется приоритетам построения модели инклюзивного образования: - принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса;- приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; -приоритетное развитие коммуникативных и практических компетенций; -знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей, а также методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса, умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми с субъектами образовательной среды - педагогами, детьми, родителями.

  • Слайд 8

    Затрагиваются вопросы о создании условий для успешного внедрения инклюзивного дошкольного образования в ДОУ:- наличие лидера, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подобрать правильную команду, обучить ее и сумеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями; - предметно-развивающая среда ДОУ должна быть доступной и развивающей, оснащённой современным оборудованием, а также хорошее методическое обеспечение; - профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; - адекватное нормативно-правовое обеспечение; - открытая система взаимодействия с социумом.

  • Слайд 9

    Разрабатываются направления плана развития инклюзивного образования в ДОУ: - аналитико-статистическое- сбор и обработка информации;- методическое обеспечение - подбор методических материалов; - информационно-просветительское- выставки и различные мероприятия; - социально-педагогическое - оказание адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности; - программно-структурное- организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности;- содержательное- определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания;- развитие безбарьерной среды в ДОУ- доступность ДОУ, обследование социально-бытовых и технических условий семей детей-инвалидов; - результативность обучения – промежуточная и итоговая диагностика;- образовательная деятельность– занятия, обследование, анкетирование, консультации; - кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

  • Слайд 10

    Таким образом, государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого типа, где ребёнок может обучаться независимо от состояния здоровья. Дети с ОВЗ имеют неоднородные нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, поэтому главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики психологического и физического здоровья каждого ребёнка.

  • Слайд 11

    Нормативно – правовые основы инклюзивного образования в оссийской Федерации.Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ и детей с инвалидностью в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: - международные (признанные и подписанные СССР или Российской Федерацией); - федеральные (Конституция, законы, кодексы); - правительственные (постановления, распоряжения); - ведомственные (Министерства образования и науки);- региональные (на уровне субъектов РФ правительственные и ведомственные); - локальные акты образовательной организации.

  • Слайд 12

    Международные правовые акты.«Всеобщая Декларация прав человека»,принята 10 декабря 1948.«Декларация прав ребенка», провозглашённая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 .«Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», которая была принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии.«Декларация о правах инвалидов» былапровозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1975 года.«Декларация о праве на развитие», 4 декабря 1986 года была провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.«Конвенция ООН о правах ребенка», принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.В марте 1990 года в Джомтьене (Таиланд) участники Международной конференции по образованию для всех подписали «Всемирную (Джомтьенскую) декларацию об образовании для всех». «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» принята20 декабря 1993 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.«Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», которая была принята 10 июня 1994 года в Саламанке (Испания) «Конвенция ООН о правах инвалидов» принята резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года.

  • Слайд 13

    Федеральные правовые акты.Конституция РФ (12 декабря 1993г.)статья 43.Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российской федерации от 24 ноября 1995 г. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.17 ноября 2013 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

  • Слайд 14

    Правительственные документы.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1977 № 288 (в ред. от 10.03.2009.) Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 «О национальной доктрине образования в РФ».Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011.  №175).Постановление от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями на 27 октября 2020 года).

  • Слайд 15

    Ведомственные документы.ПисьмоМинистерства Образовании и науки от 18.04.2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».Письмо Минобрнауки России от 20. 08. 2014 года № ВК – 1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 года № ВК –268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».Приказ Министерства просвещения России от 31.07.2020г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного воспитания».

  • Слайд 16

    Региональные правовые акты.Приказ регионального министерства образования от 23 декабря 2008 г. «Об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях». В приказ Министерства образования Калининградской области «Об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам» от 28 августа 2017 года.

  • Слайд 17

    Локальные правовые акты.- порядок приема в образовательную организацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью; - порядок оформления начала, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися (и их родителями), а также права и обязанности родителей (законных представителей) детей с ООП — договор между образовательной организацией и родителем (законным представителем) ребенка с ограниченными возможностями; - правила внутреннего распорядка жизнедеятельности обучающихся и правила трудового распорядка; - правила, регламентирующие образовательную деятельность, в том числе относящуюся к инклюзивному или интегрированному обучению — режим занятий, формы, порядок и периодичность текущего и итогового контроля результативности и другие правила; - утвержденные адаптированные образовательные программы для воспитанников ДОУ с ООП;состав материально-технического обеспечения образовательной деятельности, в том числе обеспечения специальной образовательной среды; - штатное расписание с включением персонала, реализующего все аспекты инклюзивного образования;должностные инструкции для всех сотрудников, имеющих отношение к инклюзивному образованию;- порядок отчисления и восстановления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 

  • Слайд 18

    Заключение.В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно «приобщает» и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться, и как следствие возникают определённые трудности и проблемы. На данный момент нормативная база для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирована не в полной мере.

  • Слайд 19

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации