Содержание
-
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида» Выполнила : педагог –психолог Андронова М.П
-
Эти дети приходят в наш мир, чтобы проверить нас с вами на человечность.
( Райнхольд Шнайдер )
-
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети: - с тяжелыми нарушениями слуха, - с тяжелыми нарушениями зрения, - с тяжелыми нарушениями речи, - с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП), - с нарушениями интеллекта (У.О), - с задержкой психического развития(ЗПР), - с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (РДА), - с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР), - с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др.).
-
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, специалисты должны провести обследование. План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:беседа с родителями;-изучение медицинской карты ребенка;-обследование физического развития;-обследование психического развития: характеристика видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. Далее под руководством психолога в учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития
-
Правила, которые необходимо учитывать при работе с детьми с нарушениями в развитии. При работе с детьми с некоторыми видами ОВЗ педагогу следует привыкнуть к тому, что результатов придется ждать гораздо дольше, чем с нормой развития. Часть детей никогда не смогут догнать сверстников. Учитывать положение о первичных и вторичных дефектах. Учитывать зону ближайшего развития (различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников). Строить коррекционно-развивающую работу с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.
-
АДАПТАЦИЯ детей с ОВЗ
Для детей с ОВЗ период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов. Детские виды деятельности (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование и признание, а это зачастую наносит детям моральную травму. Необходимо уделить достаточное внимание подготовке детей группы и их родителей к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями, так как большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, поведение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).
-
Особенности организации работы с детьми с ЗПР в детском саду.С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития:1.Конституциональногопроисхождения;2.Соматогенногопроисхождения;3.Психогенногопроисхождения;4.Церебрально– органическогогенеза.
-
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. 2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. 3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
-
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. 5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. 6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других. 7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. 8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
-
Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду
Особенностью у. о. детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у этих детей – это необратимое, непрогрессирующее органическое нарушение, выражающееся в стойком снижении познавательной деятельности. Степенивыраженностиу.о. 1. Легкаяу.о.(дебильность) 2. Умеренная 3. Тяжелая. (имбецильность) 4. Глубокая (идиотия) 5. Иная.
-
Цели, задачи и содержание работы с детьми с уо:-развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;- коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;-развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;-формирование ведущих видов деятельности.-формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности
-
Особенности организации работы с аутичными детьми в детском саду.
Четыре группы раннего детского аутизма. Дети 1-й группы с аутистической отрешённостью от окружающего характеризуются наиболее агрессивной патологией, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Дети 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определённой возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), сенсорных ( самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологичесий тонус, заглушают неприятные воздействия извне.
-
Дети 3-й группы с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребёнком как стихийная психодрама, которая снимает пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развёрнутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны. Низка способность к сопереживанию. При развёрнутом монологе очень слаб диалог. Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью. В их статусе на первом плане неврозоподобные расстройства: чрезвычайная робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит адекватный, компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счёт активного усвоения поведенческих штампов. Формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от неё.
-
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому. Принимайте его таким, какой он есть. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Придерживайтесьопределенногорежимадня. Соблюдайтеежедневныеритуалы. Не трогайте ребенка без особой нужды. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай». Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать. Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
-
Какучитьребенка-аутиста:
доносить информацию через схемы, наглядные картинки; избегатьпереутомления; четкоорганизовыватьпространство; использоватьподписанныесистемыхранения; подписывать предметы, которыми пользуется ребенок; обращаться к ребенку не напрямую; обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки; осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое; использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, стимулом); постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
-
Дети с нарушениями слуха
2 основные группы: 1.Глухие(рано и позднооглохшие), 2. Слабослышащие (с речью и с недоразвитием речи). Наблюдаются: Недоразвитие зрительного восприятия (низкая скорость восприятия и узнавания предметов), Замедление формирования подражания, затруднения при выборе по образцу, Отсутствие речи и дефицит доречевого общения. Задачи умственного воспитания: Формирование представлений и понятий об окружающем мире. Развитие познавательных психических процессов. Формирование первичных способов интеллектуальной деятельности. Формирование словесной речи.
-
При занятиях со слабослышащими детьми нужно научиться:
Проверять исправность слухового аппарата, Проверять хорошо ли ребенок видит и слышит взрослого и ребят. Использовать достаточно наглядности. Говорить четко, в нормальном темпе и с нормальной артикуляцией. Иницииривать общение.
-
Дети с нарушениями зрения.
2 основныегруппы: 1. Слепые, 2. Слабовидящие. Восприятие детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностям как и в норме, но имеют ряд особенностей: 1. Узкий круг интересов, 2. Меньший эмоциональный отклик, 3. Снижениепознавательныхинтересов, 4. Снижение полноты и точности отображаемого (образы искажаются и могут не соответствовать действительности). 5. Представления значительно отличаются от нормы. (преобладают фрагментарность и недостаточная обобщенность), присутствует схематичность. Процессы запоминания имеют недостаточную осмысленность (затруднения в анализе, синтезе, сравнении,классификации). Проявляется «закон края». Речь развивается по тем же законам, что и у нормы (трудности в правильном произношении и артикуляции).
-
При занятиях со слабовидящими детьми применять:
Упражнения для снятия напряжения с глаз. Хорошую освещенность рабочего места. Наглядность крупную и четкую. Хорошо дублировать раздаточным материалом. Сопровождать рассказом то, что показываете. Возможность использовать другие сохранные анализаторы.
-
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ДЦП – возникают вследствие поражения двигательных зон и двигательных путей головного мозга. Основная особенность при ДЦП- тесная связь двигательных нарушений с сенсорными. Страдает согласованность между глазом и рукой. Это затрудняет развитие навыков самообслуживания, продуктивной деятельности и др. Зависимость от взрослых отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу. Часты нарушения речи и снижения зрения и слуха. Различные степени нарушения интеллекта. Характерна повышенная утомляемость, впечатлительность, обидчивость.
-
Основные принципы в работе с детьми с ОВЗ:1.Психологическая безопасность (принятие ребенка таким, какой он есть).2.Помощь в приспособлении к окружающей среде.3.Единство совместной деятельности4.Мотивированность к учебному процессу.5.Включение родителей в коррекционный процесс. 6. Формирование правильного отношение общества к людям с ОВЗ. Только это поможет жить не параллельно, а вместе. Это процесс длительный и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.