Содержание
-
Особенности логопедической работы с неговорящими детьми
-
В ходе обучения данной категории учащихся школ VIII вида решаются следующие задачи: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетентности.
-
Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности.
-
Немаловажной составляющей рассматриваемой проблемы является грубое системное недоразвитие речи в структуре дефекта при умеренной и тяжелой формах умственной отсталости.
-
Низкий уровень владения вербальной формой общения обусловлен не только особенностями психофизического развития детей с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости – грубым органическим поражением центральной нервной системы, общим системным недоразвитием речи, но и низким уровнем их коммуникативной компетентности в целом.
-
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проявляется несформированность всей речевой системы, а не отдельных ее сторон и функций: слабость мотивации, нарушение программирования, трудности реализации речевой программы и контроля, выраженные и стойкие нарушения звукопроизношения (Р.И.Лалаева, В.И. Липакова).
-
Уровни сенсорного недоразвития К первому уровню могут быть отнесены дети, которые не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников, постоянно ухаживающих за ними. Ко второму уровню относят детей, воспринимающих речь окружающих в виде отдельных коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу или читаемый текст они не воспринимают и не реагируют адекватно. К третьему уровню отнесены дети, которые воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, прослушивают короткие тексты, поддерживают диалог. Но у них также отмечаются недостаточное восприятие сложных речевых конструкций и текста. Они быстро устают и отвлекаются, недослушав интересный рассказ.
-
Уровни моторногонедоразвития
К первому уровню относятся «Безречевые» дети. Одни безучастны к окружающей среде, речью не пользуются. Другие дети произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. Некоторые пользуются неречевыми средствами. Эта группа является наиболее сложной в речевом отношении независимо от возраста. Ко второму уровню относят детей, у которых отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произнесённые с различными фонетическими искажениями. Фонетические нарушения носят дизартрический характер, что значительно усложняет формирование произносительной стороны речи. К третьему уровню речевого развития относят детей, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь. Одни дети многоречивы, пользуются развернутой фразовой речью с элементами нарушенного звукопроизношения. Другие дети пользуются короткой фразой, отмечаются аграмматизмы. Последовательность изложения затруднена.
-
Основная цель логопедического воздействия – повышение уровня коммуникативной компетентности и максимально возможная подготовка к социуму учащихся с умеренной и тяжелей умственной отсталостью.
-
Задачи:
1.Формирование социально значимых коммуникативных умений межличностного общения. 2. Развитие устной речи: стимулирование речевой активности детей во всех видах деятельности; формирование как экспрессивной, так и импрессивной стороны речи; обогащение словаря; совершенствование грамматического строя речи; закрепление уже сформировавшихся функций и форм речи (в частности, диалогической речи); обучение детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор: вопросы учителя, схемы, серии сюжетных картинок и т. п.); развитие мелкой моторики; развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха; формирование интонационной выразительности речи (в возможных пределах).
-
Работа с детьми данной категории начинается с диагностики:
наблюдение в учебной и внеклассной деятельности; беседа с учеником; беседа с учителем и воспитателем; логопедическая диагностика: выполнение речевых проб; заполнение речевой карты на ученика; построение индивидуального графика уровня актуального речевого развития ученика.
-
Основные направления коррекционной логопедической работы:
Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
-
Развитие артикуляционной моторики
-
Развитие речевого дыхания
-
Развитие мелкой моторики
-
Развитие понимания речи. Развитие элементарных произносительных навыков. Развитие активной речи.
-
Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:
Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие ручной моторики. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи. Развитие элементарных произносительных навыков. Развитие понимания обращённой речи. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы. Развитие активной речи. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
-
В ходе коррекционных логопедических занятий решаются следующие задачи:
побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему; учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей; развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи; развивать подвижность артикуляционного аппарата; развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания); обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.) учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др. закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность; учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
-
учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов; учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы; учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова; называть простейшие действия с предметами; учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога; сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой; учить внятно выражать свои просьбы и желания; учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом; учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках; упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.
-
Коррекционная логопедическая работа строится с учетом актуального развития ребенка и возможностей зоны ближайшего развития.
-
Основная идея коррекционной логопедической работы – слияние двух видов деятельности – игровой и учебной, и на ее основе целенаправленная организация взаимодействия детей между собой и учителем в рамках логопедического занятия.
-
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой.
-
Примерами игр могут стать следующие: «Прием у врача», «Магазин», «Расскажи сказку», «Напои куклу чаем» и т.д.
-
Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является возможность моделирования на ее основе той или иной ситуации общения, предполагающей простой диалог. Учащиеся в играх используют вербальные и невербальные способы общения.
-
Задачи учебно-игровой деятельности:
формирование информационно-коммуникативного компонента деятельности, которое заключается в знакомстве детей с основными приемами по обмену информацией, в обучении умению ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких либо проблем; формирование интерактивного компонента коммуникативной деятельности – налаживание взаимодействия, сотрудничества между членами детского коллектива; формирование перцептивного компонента коммуникативной деятельности – формирование у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью образа другого человека.
-
В условно-импровизированных ситуациях общения, создаваемых на логопедических занятиях, благодаря игровому моделированию уроков, мы имеем возможность тренировать все компоненты коммуникативных умений (информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный) и одновременно развивать речь.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.