Содержание
-
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
Подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории НДОУ «Детский сад №30 ОАО «РЖД» Булычева Елена Сергеевна
-
Что значит развитие связной речи?
Связную речь на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение. Само текстовое сообщение является сложной речевой единицей высшего порядка, которая отражает диалектическое единство двух планов: внутреннего (семантического) и внешнего (языкового), каждый из которых строится на основе собственных единиц и правил их объединения. Вывод: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ЕСТЬ ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО практического усвоения языка.
-
Характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети с ОНР испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели
-
I - I I Уровни общего недоразвития речи по Левиной Р.Е.
У детей второго уровня речевого развития появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Характерным остается: резко выраженный аграмматизм, затруднения в усвоении слоговой структуры слов, нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, словарь остается ограниченным качественно и количественно, недостаточность на уровне связного высказывания. Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.
-
II I Уровень общего речевого недоразвития по Левиной Р.Е.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. У детей наблюдается: нарушение произношения звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками (свистящие, шипящие, сонорные и др.), страдают некоторые звуки раннего онтогенеза (Сь, Б, Г, К), наблюдаются замены, пропуски, искаженное произношение, нестойкое употреблении звуков речи, нарушение слуховой дифференциации звуков, трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова,
-
II I Уровень речевого недоразвития по Левиной Р.Е.(продолжение)
несформированность грамматического строя речи, несформированность навыков практического словообразования, бедность активного словаря: преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов, в связном речевом высказывании нет четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
-
Оценка коммуникативных умений общения
По критериям: Активность в общении (стремиться к общению по собственному желанию, является инициатором общения ); Умение слушать и понимать речь; Умение строить общение с учётом ситуации; Умение вести диалог; Лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми; Ясность и последовательность выражения своих мыслей; Использование форм речевого этикета. Спасибо!
-
Назовите критерии общения
?
-
Особенности коммуникации у детей с ОНР
Незаинтересованность в контакте, отсутствие мотива общения, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Познавательная сфера не сформирована, детям приходиться больше слушать взрослого, у них нет возможности высказывать своим мысли, чувства, рассуждения, задавать вопросы. Преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 - летнего возраста, дети испытывают трудности в организации собственного речевого поведения. Связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, не учитываются существенные признаки явлений. Затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, так как игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер.
-
Особенности связной речи детей с ОНР
Исследования В.К.Воробьевой, С.Н.Шаховской позволяют говорить о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели.
-
Взаимосвязь речи с психическими процессами
-
Условия развития связной речи – освоение семантического поля: Словарь, Грамматические конструкции, Фонематический слух, Фонематический анализ Управление развитием связной речи - формирование высших психических функций: Внимание, Память, Мышление, Воображение, Эмоционально-волевая сфера, Интуиция, Сенсомоторика, Символика, Логика
-
Условия развития связной речи
-
Дошкольная логопедическая программа по развитию связной речи (Т.Б.Филичева)
включает следующие разделы: работа по активизации и расширению словаря работа по развитию грамматических категорий обучение навыкам словообразования работа над предложением обучение навыкам диалогической речи обучение навыкам монологической речи обучение владению элементами грамоты
-
Школьная логопедическая программа
Л.Ф. Спирова считает, что в основе такой работы должны лежать общие принципы развития речи: принцип единства развития речи и мышления, принцип системности, принцип перехода от простого к сложному. Основными видами работ по обучению собственной связной речи должно явиться: рассказывание с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию, рассказывание по памяти, рассказывание на основе жизненного опыта или на заданную тему. Для обеспечения планомерного последовательного рассказывания применяется план в виде вопросов, вначале подробный, а затем краткий. Важным методическим приемом, развивающим речевую активность, является умение оценивать рассказы других учеников как по содержанию, так и по форме.
-
Методы развития связной речи (репродуктивные, продуктивные)
1. Наглядные. Непосредственные: наблюдения экскурсии осмотры рассматривание предметов. Опосредованные: рассматривание изобразительной наглядности 2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений заучивание наизусть пересказ беседа рассказ 3. Практические: дидактические игры игры-драматизации инсценировки, дидактические упражнения пластические этюды, хороводные игры
-
Методы обучения диалогической речи
Беседа Чтение литературных произведений Словесные поручения. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составления диалога по речевой ситуации. Разнообразные игры: Сюжетно-ролевые игры Словесные дидактические Подвижные игры, Игры-инсценировки и игры-драматизации
-
Методика развития монологической речи
Обогащение словарного запаса (активного, пассивного). Формирование грамматических категорий. Обучение пересказу. Работа над составлением описательных и повествовательных рассказов: рассказы детей по готовому образцу; рассказы по восприятию; рассказы по памяти; рассказы по воображению (творческие); сравнительно-описательные рассказы Обучение рассказу по картине. Обучение рассказу по серии картин. Разучивание стихотворений. Отгадывание загадок. Развитие речи в игре: дидактической, сюжетно-ролевой, драматизации
-
Задачи развития связной речи у детей
1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы). 2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей 3. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам). 4. Развивать выразительную речь детей. 5. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов). 6. Развивать воображение и творческое мышление. 7. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
-
Приёмы обучения связной речи
Речевой образец Повторное проговаривание Объяснение Указания Оценка детской речи Начало работы: Комментирование действий, показ и рассматривание предмета. Выполнение действий с предметами Просьбы, поручения Повторение за взрослым слов, словосочетаний, предложений. Вопросы – ответы. Опосредованное общение через игрушки (предметы). Многократное проговаривание речевого материала.
-
Виды работы над повествовательным рассказом
пересказ рассказа по демонстрируемому действию; составление рассказа по демонстрируемому действию; составление рассказа с использованием фланелеграфа, теневого театра; пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки; составление рассказа по одной сюжетной картинке.
-
Последовательность работы над описательным рассказом
формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем); закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий; подготовку к обучению сравнительному описанию предметов; обучение сравнительному описанию предметов.
-
Виды работы над описательным рассказом
подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем); закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий; подготовку к обучению сравнительному описанию предметов; обучение сравнительному описанию предметов.
-
Форма обучения в системепроведения логопедических занятий
Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются: - практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; - формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); - подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; - дальнейшее развитие связной речи.
-
Форма обучения связной речи в системе работы детского сада
Ознакомление с произведениями художественной литературы. ФЭМП и развитие речи. Труд и развитие речи. Занятия изобразительной деятельностью и развитие речи. Музыкальные занятия и логоритмические упражнения и развитие речи. Игра и развитие речи: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная. Режимные моменты, экскурсии и развитие речи. Праздники, развлечения, досуги и развитие речи.
-
Каким образом и где идёт работа по развитию связной речи детей с ОНР?
-
Библиография
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1999. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей». М- 1999 г , Бородич, А. М. Методика развития речи детей.М.: Просвещение, 1981 Волосовец Т.В под ред Преодоление задержки речевого развития у дошкольников М. «Просвещение»1973 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций . М.: АПН СССР , 1960. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей . СПб, 1993, с44. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу. // Дефектология. 1989. №1 Глухов В.П. Формирование связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1987.№ 3. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников М.: Педагогика, 1974, Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста-М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.Просвещение. 2008 Ресурсы интернета
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.