Содержание
-
Педагогические приёмы коррекционной работы с детьми школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Выполнила : учитель коррекционной школы VIII вида № 107 Казнова Ирина Евгеньевна
-
Педагогический приём-
конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. Приём характеризуется предметным содержанием, организуемой им познавательной деятельностью и обусловливается целью применения. В педагогической литературе Приём часто трактуется как часть метода, отдельный акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач.
-
Следует отметить....
........, что один и тот же прием может входить в разные методы. Приёмы в разных методах несут неодинаковую смысловую нагрузку. В одних случаях они будут ведущими, в других — второстепенными. Очень важна правильная сочетаемость приемов, она в известной мере обеспечивает эффективность метода.
-
Объяснение
Объяснение новых слов или терминов для понимания читаемого или сообщаемого материала-приёмы зрительного запоминания. Используются приёмы на классификацию существующих признаков. Активно включается приём сравнения Показ способов выполнения приемов работы инструментами, написания букв и цифр и т. д. Приёмы получения обратной связи, активизации школьников: реализуется путём постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест
-
Рассказ
Приемы: Разбор новых слов и терминов Целесообразно начинать рассказ с какого-либо занимательно вопроса, факта Излагаемые сведения следует подтверждать примерами Сопровождать наглядной демонстрацией, прослушиванием звукозаписи, просмотром учебных кино и диафильмов. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе Использование картинного плана, помогающего школьникам не только понять и запомнить различные сведения, но и более четко и образно представить объекты, события, явления. Запись плана рассказа на доске Усвоение полученных знаний с помощью упражнений, познавательных игр Излагаемый материал разбивается на короткие логические части, каждая из которых завершается выполнением упражнений, лабораторных работ, наблюдениями, направленными на закрепление знаний. Проведение обобщающей беседы с выделением главной мысли, идеи.
-
Метод демонстрации
Приём использования естественных натуральных предметов и иллюстративно-изобразительных средств: рисунков, картин, предметно-операционных и графических планов Для рисунков придумать вопросы на сравнение. Графическое содержание учебника можно попросить перерисовать в тетради по предмету. Этим мы получаем конкретность представлений. Все это улучшает внимание и восприятие ребенка.
-
Приёмы использования картин
-Картину не следует рано показывать для осмысления содержания, -Дети сами при помощи вопросов учителя должны раскрыть содержание картины. -Перед рассматриванием проводится предварительная беседа. -Внимание учеников направляется на характерное, существенное в ее содержании. -Описание картины должно осуществляться по плану. -После просмотра картины необходимо побеседовать на эту тему. -Можно составить рассказ по картине.
-
Приём использования предметно-операционного плана
Представляет собой ряд полуфабрикатов изделия, доведённых до разной степени готовности и расположенных в логической последовательности. Этот вид пособия и графические планы применяются в первую очередь для обучения младших школьников умению планировать код выполнения изделия на уроках труда, а также служат наглядной опорой на этапе исполнительской деятельности, помогают осуществлять текущий самоконтроль. Используются и простейшие средства символической и схематической наглядности (подвижные таблицы, зарисовки, стрелки-указатели и контуры), элементы цвета для обозначения существенных признаков изучаемых объектов и явлений, условно-графическая запись.
-
Показ
Показ - это предъявление образа действия разных способов работы (реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т.д.) Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают.
-
Беседа
Прием: Деление материала беседы на несколько логических частей Разбор каждой части по вопросам Дифференциация вопросов с целью оказания школьникам помощи: -вопрос-побуждение, активизирующий внимание и память детей; -развернутый вопрос, сопровождаемый жестом, чтобы привлечь внимание школьников к определенной части используемой наглядности, арифметической записи, таблице, образцу изделия -вопрос-альтернатива; -вопрос, содержащий в себе ответ Своевременное исправление неверных ответов школьников: - учитель может сам исправить неудачный ответ ученика и предложить запомнить правильную формулировку - более эффективен прием, при котором учитель объясняет отвечающему причину неправильного ответа, создает условия, позволяющие ученику самому понять ошибочность своего вывода, например, привлекая внимание ученика к соответствующей наглядности, пункту плана
-
Наблюдение
Приём использования системы вопросов Приём выделения существенного в изучаемом Приём сравнения одного объекта с другим, обобщения Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений Приём разделения задачи наблюдения на части.
-
Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний.
Приёмы активизации внимания: учатся находить название учебника, нужную страницу, картинку, текст, понимать условные обозначения. Приёмы, способствующие формированию сознательного чтения: знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарная работа Приём логического осмысления: ответ на вопросы, подобрать предложение, заполнить пропуски ит.д.
-
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков.
Приёмы, подготавливающие руку к письму Использование опорных сигналов Приём использования развёрнутого образца способа выполнения Алгоритмизация в виде памяток, инструкций, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Приёмы, требующие сопоставления, установления сходства и различия, подводящие учащихся к пониманию конкретной задачи, актуализирующие их знания и опыт, пробуждающие заинтересованность к предложенной работе. Приём последовательности Проговаривание, комментирование
-
Лабораторно-практические работы
Приёмы, формирующие последовательность действий Знакомство детей с лабораторным оборудованием и правильным пользованием им Выполнение опытов по показу учителя и словесной инструкции, Выполнение опытов по словесной инструкции с частичной помощью, Выполнение опытов самостоятельно по словесной инструкции. Вопросы, помогающие им соотнести причину и следствие наблюдаемых явлений, установить внутренние связи этих явлений, учит проводить сравнение, делать обобщения и выводы, доказывать их, фиксировать результаты опытов в тетрадях. Запись данных и результатов в тетрадях помогает накоплению конкретных представлений и понятий, а также служит обучению детей элементарной классификации.
-
Работа с техническими средствами обучения
Использование кинопособий Использование звукозаписей Использование телепередач Использование презентаций
-
Самостоятельная работа
Самостоятельные работы по образцу Приёмы репродуктивного типа активизируют умственную деятельность учащихся: запись слов с изменением их формы, на составление словосочетаний и предложений. На уроках естествознания и географии это могут быть задания на выбор ответа, классификацию, заполнение пропусков в тексте, заполнение учебных схем и таблиц. Приёмы обобщения имеющихся сведений, приучающая детей самостоятельно разбираться в заданиях учебника, вспоминать необходимые правила, законы, условные обозначения Использование справочных таблиц Использование перфокарт, тестовых заданий, среди них есть задания альтернативных ответов, где нужно ответить «да» или «нет», «правильно» или «неправильно».
-
Метод стимулирования
Приёмы ободрения, одобрения, благодарности Приём поощрения Приём положительного настроя Приём поддержки Приём невербального воздействия Приём эмоционального воздействия Приём безличной критики
-
Игровой метод
Сюрпризный момент Приём использования сказочного персонажа Использование занимательных игр: ребусы, кроссворды, загадки. Использование пальчиковых кукол Приём постановки проблемной ситуации Приём соревнования Приём моделирования реальных ситуаций
-
Метод контроля и оценки
Приём коллективной оценки Приём самооценки Приём взаимной оценки Оценка педагогом Использование средств обратной связи, сигнальных карточек
-
Вывод
Таким образом, каждый метод можно рассматривать как совокупность приёмов деятельности учителя и учащихся одни и те же приёмы могут быть составляющими разных методов Специфика приёмов придаёт каждому методу своеобразие Важна правильная сочетаемость приёмов, которая обеспечивает эффективность метода.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.