Содержание
-
Педагогика С.Н. Лысенковой
-
Личная история
Софья Николаевна Лысенкова - родилась в Москве в 1924 году. В 1945 г. закончила 10 классов и поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы в 1946 г. И сразу стала работать учительницей начальных классов в школе № 228. К концу 60-х Софья Николаевна сформулировала метод опережающего обучения. Впоследствии работала в школах № 742, 811, 587. Первую статью о своём опыте “Использование опорных схем на уроках математики в 1 классе” опубликовала в 1970 году.
-
«У Софьи Николаевны на уроке – работа. Здесь ценят время и не тратят его зря. После “здравствуйте, дети” урок начинается сразу, без разбега. И учитель здесь – помощник, но без панибратства, он строг, но без крика, он играет на уроке, но эта игра присутствует лишь постольку, поскольку она необходима.» М. Дубровский
-
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а раньше. Для каждой темы это начало разное. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.
-
Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным. Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю».
-
Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса. С помощью комментированного управления: • средний и слабый тянутся за сильным учеником; • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. Например, – Веди, Павлик! (На доске пример.)– Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7.И, наконец, третий «кит» системы С.Н.Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
-
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
-
Большие опоры - схемы1. Введение в анализ задачи (I класс).2. Название компонентов сложения - вычитания (I класс).3. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I класс).4. Наборное полотно - нахождение х-компонентов умножения - деления (II класс).5. Наборные полотна - решение простых задач (I класс).6. Наборные полотна - решение простых задач (II класс).7. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс).8. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление (II класс).9. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов (II класс).10. Сводные таблицы - изучение четырех свойств арифметических действий (I класс).11. Порядок арифметических действий (II класс).12. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (II класс).13. Части, доли (II класс).14. Наборные полотна - введение в решение задач на зависимость между величинами (II-III классы).
-
-
-
«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»): • В первом классе - без домашних заданий. • Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым. • Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует. • Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить. • Воспитание организованности в ребенке. • Взаимодействие с родителями. • Связь между годами обучения - преемственность. • Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии..
-
В заключении
Софья Николаевна не ходит по рядам, не делает замечаний: “Куда заехал? Почему криво?” Как она сама говорит, не мешает детям работать. Учитель слушает ведущего и, если необходимо, одним словом поправляет или хвалит. Вдруг – ошибка. Сразу поднимается несколько рук – готовы продолжить или поправить. И никакого страха или напряжения. Л. Рыбина
-
Научные работы С.Н. Лысенковой
Лысенкова С.Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения. – М.: МГИУУ, 1972. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985.Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988.Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа или право на творчество. – М.: Изд-во “Новая школа”, 1995.Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Изд-во “Школа-пресс”, 1997.Лысенкова С.Н. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1980.Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. – Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1989
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.