Содержание
-
Дёмина Алевтина Аркадьевна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 52 г. Краснодара
-
Слагаемые успеха
-
Содержание
Роль ученика в образовательном процессе. Путь к успеху. Система работы со справочником (опорные таблицы). Совершенствование системы контроля (перфокарты). Формирование интереса к урокам. Участие подростков в оценочной деятельности. Коммуникативная направленность обучения. Использование ИКТ. Некоторые результаты работы. Выводы. Литература.
-
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Ученик перестаёт быть только объектом обучения и воспитания, он субъект образовательного процесса, в котором саморазвивается и самореализуется. Ученик изначально является носителем опыта, в обучении происходит «встреча» заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, «окультуривание» его. Задача учителя – содействовать саморазвитию ребёнка.
-
«Цветок растёт сам. Его не надо тянуть за вершину, пихать и пинать. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, сильным и прекрасным» (Созонов В.П. «Найти в себе точки опоры»).
-
Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребёнку в период обучения в школе, - это обрести чувство собственного достоинства, веру в себя, что он знает, умеет и способен. Поэтому усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика. Значит важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребёнка является его успешность в учёбе.
-
«Подросток теряет интерес к учению не потому, что перестал считать его важным, значительным для себя делом, а потому что устал от неудач в нём» (Созонов В.П. Найти в себе точки опоры»). Как помочь ребёнку утвердиться в учёбе, как оградить его от неудач или хотя бы уменьшить их количество? Как создать атмосферу творчества, как снять страх у ребят перед собственным неумением и беспомощностью? Проверенная мною на практике методическая система помогает решению этой проблемы
-
В процессе учебной работы разрешаю учащимся пользоваться самодельным справочником. Главный раздел справочника – «Таблицы» - включает в себя схемы и опорные таблицы по основным правилам орфографии и пунктуации, образцы рассуждений при применении правил. Система опорных таблиц позволяет сосредоточить внимание учащихся на определённом языковом явлении, приучает сравнивать, находить общее и различное в сопоставимых фактах, обосновывать свои решения, вырабатывает навыки самоконтроля – словом, помогает активизировать репродуктивную деятельность учащихся, повышает её развивающий потенциал, обеспечивает более глубокое и прочное усвоение материала.
-
Таблицы
-
«Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста. Вчера не понимал – сегодня понял. Вчера не умел – сегодня научился» (В.А.Сухомлинский «Всё начинается с учителя»).
-
Третья часть – «Мои ошибки». После каждой самостоятельной работы (диктанта, изложения, сочинения) ученики заполняют этот раздел.
-
Мои ошибки
-
Карточки с выборочным ответом
Одна из важных составляющих учебного процесса - установление прочной обратной связи учителя со всеми учениками. Педагог должен быстро и дифференцированно оценить знания каждого учащегося, владеть информацией о знаниях и затруднениях учеников, то есть управлять процессом усвоения материала, процессом обучения. В этом мне очень помогают карточки с выборочным ответом.
-
Активность учащихся в учебном процессе сама по себе не возникает, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий. Невозможен какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения знаний не просто в «усвоенную информацию», a в духовный багаж человека. Одно из условий, при котором появляется и развивается интерес, - понимание нужности изучаемого, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность. Ученик должен ощутить практическую пользу и ценность того, чем он занимается на каждом уроке.
-
Информацию о качестве своей работы учащийся должен получать не из единственного источника – учителя, он и сам должен участвовать в оценочной деятельности. Но осознать результат своей деятельности человек может только путём сравнения себя с другим. Поэтому, начиная работу в пятых классах, рассаживаю детей парами так, чтобы обучение осуществлялось путём общения в динамических парах, когда каждый учит другого. Повышаются результаты их труда: постоянно вместе обсуждают ход выполнения задания, оценивают работу друг друга, сравнивая свою оценку с той, которую поставил учитель. Ведь «в чужом глазу и соринку увидишь, а в своём и бревна не заметишь». Постепенно на практике, а не только в ознакомительном плане происходит понимание учениками критерия оценки.
-
Первостепенное значение приобретает метод взаимной критической оценки при обучении написанию сочинений. Памятка На что обращает внимание учитель при проверке сочинения Соответствие работы теме и основной мысли (идее). Наличие вступления и заключения. Соразмерность частей, их взаимосвязь. Полнота раскрытия темы. Правильность фактического материала. Последовательность в изложении мыслей. Богатство речи, точность словоупотребления. Оформление: красная строка при переходе к новой мысли, аккуратность, разборчивый почерк.
-
Памятка, составленная Е.Н.Ильиным «Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка мыслей и чувств; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения» (А.С.Пушкин). Анализировать – это объяснять, а не пересказывать. Где нет главной мысли (что хочу доказать?), там нет и не может быть правильного отбора материала. Искусство писать – это вовремя ставить точку. Писать – не значит списывать. Будь кратким, но не коротким, простым, но не примитивным. Соблюдай абзацы. План пиши совершенно на отдельном листке, не соединяй его с текстом до самого конца: так план будет постоянно перед глазами.
-
Итак, метод взаимной критической оценки, участие подростков в оценочной деятельности позволяет опереться на плечи учеников, но не придавить, не принизить, а поднять их до себя и до того лучшего, что есть в каждом из них, помогает расширить сферу общения с ними, учит сотрудничать с учителем и одноклассниками. Коммуникативная, диалоговая направленность преподавания обеспечивает сознательное, осмысленное, а не формальное усвоение знаний.
-
И ещё одно важное направление в работе - без ИКТ невозможно представить современную школу. Применение ИКТ развивает творческую активность, уроки получаются более интересными и насыщенными. Дидактический материал позволяет экономить время подготовки к уроку, повышает интерес к изучаемому предмету, увеличивает объем наглядности. Метод проектов, презентаций формирует исследовательские навыки обучающихся, активизирует их работу,
-
Общероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус» 2012 г: - Козекина Валерия 5 В класс 2012 г. – лауреат - Рощупкина Елизавета 7 А класс 2012 г. – лауреат - Астапчик Ирина 7 А класс 2012 – лауреат Международный конкурс «Сказка в Рождественскую ночь» (Вектор успеха) - Рощупкина Елизавета 7 А класс 2012 г. – 2 место
-
Окружной конкурс поэтов и прозаиков «Золотое перо»: - Кожевникова Анна 5 Б класс 2012 г. – лауреат - Гончарова Екатерина 5 В класс 2012 г. – лауреат - Рощупкина Елизавета 7 А класс 2012 г. – лауреат - Пелих Антон 7 А класс 2012 г. – лауреат - Логинова Елизавета 7 А класс 2012 г. – лауреат - Князева Владислава 7 А класс 2012 г. – лауреат - Наумова Каролина 7 А класс 2012 г. – лауреат - Исаева Анастасия 7 А класс 2012 г. – лауреат
-
Ежегодная позитивная динамика качества знаний учащихся (% успевающих на «4» и «5»)
-
Средний балл по КДР
-
Имею публикации: Статья «Слагаемые успеха» в журнале «Педагогический вестник Кубани» №4 (62) 2012 г. Статья «Активные формы работы на уроках русского языка (из опыта работы)» в журнале «Информационный вестник» Армавирского филиала ККИДППО №1 (31) 2013 г.
-
Размещаю разработки уроков, дидактические и контрольно-измерительные материалы на сайтах педагогических Интернет-ресурсов (Pedsovet.su, Pedsovet.org, Rusedu.ru, Uchportal.ru, Pro school). Приняла участие во X Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», проводимом Издательским домом «Первое сентября» в 2012-2013 учебном году, отправив статью «Сотрудничество учителя и ученика на уроках русского языка».
-
Использую элементы известных технологий
Технология педагогики сотрудничества Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием схем при комментируемом управлении Технология применения средств ИКТ и использования Интернета Технология критического мышления через чтение и письмо (таблицы, кластер, синквейн) Диалоговая технология Тестовые технологии Воспитывать вопросительное отношение к жизни, не преподносить истину, а научить её находить
-
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала». (Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии»)
-
Литература Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. М.: Просвещение, 1975. Созонов В.П. найти в себе точки опоры. Ижевск: 2007. Сухомлинский В.А. Всё начинается с учителя. М.: 1983. Карасик Л.А. Цепочка грамотности.// Русский язык в школе.- 1998.- №3.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.